Изобразительное искусство 1 класс

02-05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и
физической культуры
Протокол № 01 от 24.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом №120 от 30.08.2022 г.

Рабочая программа
по изобразительному искусству
на 2022/2023 учебный год- 1 класс

Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.

Составитель:
учитель начальных классов
Сорокоумова Елена Алексеевна

с. Рисовое, 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 классов
МБОУ Рисовский УВК разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
• концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства
просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года);
• учебного плана начального образования, утвержденного приказом МБОУ
Рисовский УВК
от 29.08.2022 №117 «О внесении изменений в основную образовательную
программу начального образования»;
• рабочей программы воспитания МБОУ Рисовский УВК (с изменениями), утв.
приказом МБОУ Рисовский УВК от 25.08.2022 №115;
• примерной рабочей программы
• УМК Неменской Л.А.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетического отношения к явлениям действительности путем освоения начальных
основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала
учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся,
формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и
произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в
жизни людей.
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной
деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов.
Практическая
художественно-творческая
деятельность
занимает
приоритетное
пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства
художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной
художественной деятельности, в процессе практического решения художественнотворческих задач.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в
предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. На изучение
предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе учебным планом отводится 1 час в
неделю — 33 часа (33 учебные недели).

Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Для педагога:
•
Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная
линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 1–4 классы. 5–8 классы;
•
Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. и др. / Под ред. Неменского
Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 классы;
•
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и
строишь. 1 класс;
•
Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Твоя
мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс;
•
Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Ты
изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Электронная форма учебника.
Для обучающихся:
•
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и
строишь. 1 класс;
•
Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Твоя
мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы интернета:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
Российская электронная школа (resh.edu.ru);
«Новая начальная школа 1–4»;
Образовательный ресурс «Начальная школа»;
«Учи.ру» — интерактивная образовательная онлайн-платформа (uchi.ru);
Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Ты
изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Электронная форма учебника;
•
prostoykarandash.ru.
•
https://urok.1sept.ru.
•
https://stranamasterov.ru.
•
•
•
•
•
•

Содержание учебного предмета
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального
формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного
рисунка и их особенности. Приемы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения
соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование
навыка видения целостности. Цельная форма и ее части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве.
Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом.
Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в
изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию.
Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния
времен года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объеме. Приемы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ежика, зайчика, птички и др.).
Приемы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору
учителя с учетом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приемами надрезания, закручивания,
складывания.
Объемная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на
основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.
Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты
геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение ее в природе. Последовательное ведение
работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии
при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных
художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору
учителя с учетом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путем складывания бумаги и
аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней елки. Приемы складывания
бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по
фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приемов конструирования из бумаги. Складывание объемных простых
геометрических тел. Овладение приемами склеивания, надрезания и вырезания деталей;
использование приема симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из
бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды
жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных
установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с
картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В.М. Васнецова, М.А. Врубеля
и других по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний
и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного
опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»

Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных
впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих
изучаемой теме.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к
российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов:
•
уважения и ценностного отношения к своей Родине - России;
•
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуальноличностные позиции и социально значимые личностные качества;
•
духовно-нравственное развитие обучающихся;
•
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному
участию в социально-значимой деятельности;
•
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
•
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным
традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками
содержания традиций отечественной культуры, выраженной в ее архитектуре, народном,
декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает
патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной
художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в
культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной
причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение
обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет
способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных
эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных
форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого
человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного
развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе
духовно-нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной
сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания.
Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как
личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития
социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о
прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует
формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям,
в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству,
культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при
выполнении заданий культурно-исторической направленности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и ее образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий,
приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественнотворческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от
создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь
результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.
Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять
коллективную работу — обязательные требования к определенным заданиям по
программе.
Метапредметные результаты
1.
Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
•
характеризовать форму предмета, конструкции;
•
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
•
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
•
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и
предметов;
•
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
•
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов
между собой;
•
обобщать форму составной конструкции;
•
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в
изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
•
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
•
соотносить тональные отношения (темное — светлое) в пространственных и
плоскостных объектах;
•
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в
пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
•
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов;
•
проявлять
творческие
экспериментальные
действия
в
процессе
самостоятельного выполнения художественных заданий;
•
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе
определенных учебных установок в процессе восприятия произведений
изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного
творчества;
•
использовать наблюдения для получения информации об особенностях
объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
•
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы
и предметно-пространственную среду жизни человека;
•
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и
другим учебным установкам по результатам проведенного наблюдения;
•
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и
декоративных композиций;
•
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
•
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в
качестве инструмента анализа содержания произведений;
•
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
•
использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы интернета,
цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские
книги;
•
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
•
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и
представлять ее в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
•
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на
основе установок и квестов, предложенных учителем;
•
соблюдать правила информационной безопасности при работе в интернете.
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
•
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного
(автор — зритель), между поколениями, между народами;
•
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и
корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
•
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и
учета интересов в процессе совместной художественной деятельности;
•
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного
или исследовательского опыта;
•
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций
их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
•
признавать свое и чужое право на ошибку, развивать свои способности
сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
•
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать
цель совместной деятельности и строить действия по ее достижению, договариваться,
выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по
достижению общего результата.
3.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
•
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
•
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
•
уметь организовывать свое рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
•
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты
Модуль «Графика»:
•
осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока;
•
приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе
знакомства со средствами изобразительного языка;
•
приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт
обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку;
•
приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры;
•
учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать
пространственные величины;
•
приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения
изображения на листе;
•
уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для
выполнения соответствующих задач рисунка;
•
•

воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать ее в своей
практической художественной деятельности;
•
уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с
позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в
рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного
материала).
Модуль «Живопись»:
•
осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока;
•
знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления,
которые рождает каждый цвет;
•
осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать свое мнение с
опорой на опыт жизненных ассоциаций;
•
приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения
красок и получения нового цвета;
•
вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»:
•
приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных
образных объемных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.);
•
осваивать первичные приемы лепки из пластилина, приобретать представления
о целостной форме в объемном изображении;
•
овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объемных форм
из бумаги путем ее складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»:
•
уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров
в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять
и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного
искусства;
•
различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические;
•
учиться использовать правила симметрии в своей художественной
деятельности;
•
приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции
(стилизованной: декоративный цветок или птица);
•
приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей;
•
приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору
учителя с учетом местных промыслов) и опыт практической художественной
деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла;
•
иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления
общего праздника.
Модуль «Архитектура»:
•
рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по
фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и
составные части рассматриваемых зданий;
•
осваивать приемы конструирования из бумаги, складывания объемных простых
геометрических тел;
•
приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме
коллективной игровой деятельности;
•
приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и
первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»:
•

приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций
их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а
также соответствия учебной задаче, поставленной учителем;
•
приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений с учетом учебных задач и визуальной установки учителя;
•
приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
(установки);
•
осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения
архитектурных построек;
•
осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной,
понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт
восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и других
художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным
эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса);
•
осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских
книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»:
•
приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения природы;
•
приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью
сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
•

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем программы Тема
/разд
ел

1.1.

Восприятие детских рисунков. Навыки
восприятия
произведений
детского
творчества и формирование зрительских
умений.
Первые представления о композиции: на
уровне
образного
восприятия.
Представление
о
различных
художественных материалах.
Обсуждение содержания рисунка.

1.2.

1.3.

0.5

1

0.5

Итого по модулю 1
2.1. Линейный рисунок.

2
0.5

2.2.

Разные виды линий.

0.5

2.3.

Линии в природе. Ветки (по фотографиям):
тонкие — толстые, порывистые, угловатые,
плавные и др.

0.5

2.4.

Графические материалы и их особенности.
Приёмы рисования линией.

0.5

2.5.

Рисунок с натуры: рисунок листьев разной
формы (треугольный, круглый, овальный,
длинный).

0.5

2.6.

Последовательность рисунка.

0.5

ЭОР
и ЦОР

Деятельность учителя
с учетом рабочей
программы воспитания

https://urok Побуждение обучающихся
.1sept.ru/ соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
https://urok общения со старшими
.1sept.ru/ и сверстниками, принципы
учебной дисциплины
и самоорганизации
https://urok
.1sept.ru/

Уст ановление
доверительных отношений
с обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися требований
и просьб учителя,
привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации
https://str их познавательной
anamaster деятельности;
ov.ru/
побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
https://str и сверстниками, принципы
anamaster учебной дисциплины
ov.ru/
и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся .
https://str
anamaster
ov.ru/
https://str
anamaster
ov.ru/
https://str
anamaster
ov.ru/

https://stra Привлечение внимания
namasterov обучающихся
.ru/
к ценностному аспекту
изучаемых на уроках

Первичные
навыки
определения
пропорций и понимания их значения. От
одного пятна — «тела», меняя пропорции
«лап» и
«шеи»,
получаем
рисунки
разных
животных.
2.8. Линейный тематический рисунок (линиярассказчица) на сюжет стихотворения или
сюжет из жизни детей (игры во дворе, в
походе и др.) с простым и весёлым
повествовательным сюжетом.
2.9. Пятно-силуэт. Превращение случайного
пятна в изображение зверушки или
фантастического
зверя.
Развитие
образного
видения
и
способности
целостного, обобщённого видения. Пятно
как основа графического изображения.
2.10. Тень как пример пятна. Теневой театр.
Силуэт.
2.7.

0.5

0.5

0.5

0.5

2.11. Навыки работы на уроке с жидкой 0.5
краской и кистью, уход за своим рабочим
местом.
2.12. Рассмотрение
и
анализ
средств
выражения — пятна и линии — в
иллюстрациях художников к детским
книгам.

0.5

Итого по модулю 2
3.1. Цвет как одно из главных средств
выражения в изобразительном искусстве.
Навыки работы гуашью в условиях
урока.

6
1

3.2.

Три основных цвета. Ассоциативные
представления, связанные с каждым из
цветов. Навыки смешения красок и
получения нового цвета.

0.5

3.3.

Эмоциональная выразительность цвета.

0.5

https://stra явлений, организация
namasterov их работы с получаемой
.ru/
на уроке социально
значимой информацией;
применение на уроке
интерактивных форм
https://stra работы с обучающимися:
namasterov интеллектуальных игр,
стимулирующих
.ru/
познавательную
мотивацию обучающихся;
https://stra включение в урок игровых
namasterov процедур с целью
поддержания мотивации
.ru/
обучающихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных
https://stra межличностных
namasterov отношений в классе;
инициирование
.ru/
и поддержка
https://stra
исследовательской
namasterov
деятельности
.ru/
обучающихся;
https://stra
namasterov
.ru/

https://stra
namasterov
.ru/

https://stra Привлечение внимания
namasterov обучающихся
.ru/
к ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
https://stra их работы с получаемой
namasterov на уроке социально
.ru/
значимой информацией;
применение на уроке
интерактивных форм
работы с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную

мотивацию обучающихся;

3.4.

Цвет
как
выражение
душевного состояния.

3.5.

Наш мир украшают цветы. Живописное 1
изображение
по
представлению
и
восприятию разных по цвету и формам
цветков. Развитие навыков работы
гуашью и навыков наблюдения.
Тематическая
композиция
«Времена 1
года». Контрастные цветовые состояния
времён года. Работа гуашью, в технике
аппликации или в смешанной технике.

3.6.

настроения,

0.5

Техника монотипии. Представления о
симметрии. Развитие ассоциативного
воображения.

0.5

Итого по модулю 3
4.1. Изображение в объёме. Приёмы работы с
пластилином; дощечка, стек, тряпочка.

5
0.5

3.7.

https://stra
namasterov
.ru/

https://stra
namasterov
.ru/
Классичес
кая
музыка |
Classicmusic.ru
(classicmusic.ru)
https://pros
toykaranda
sh.ru/
https://uro
k.1sept.ru/
Классичес
кая
музыка |
Classicmusic.ru
(classicmusic.ru)
https://pros
toykaranda
sh.ru/
https://uro
k.1sept.ru/

https://pros
toykaranda
sh.ru/
https://uro
k.1sept.ru/

Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками, принципы

4.2.

Лепка зверушек из цельной формы 1
(черепашки, ёжика, зайчика и т. д.).
Приёмы
вытягивания,
вдавливания,
сгибания, скручивания.

4.3.

Бумажная
пластика.
Овладение 0.5
первичными
приёмами
надрезания,
закручивания, складывания в работе над
объёмной аппликацией.

4.4.

Лепка игрушки по мотивам одного из 1
наиболее
известных
народных
художественных промыслов (дымковская,
каргопольская игрушки или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).

4.5.

Объёмная
картона.

Итого по модулю 4

аппликация

из

бумаги

и 1

4

Классичес учебной дисциплины
кая
и самоорганизации
музыка |
Classicmusic.ru
(classicmusic.ru)
https://pros
toykaranda
sh.ru/
https://uro
k.1sept.ru/
Классичес Привлечение внимания
кая
обучающихся
музыка | к ценностному аспекту
Classicизучаемых на уроках
music.ru явлений, организация
(classicих работы с получаемой
music.ru) на уроке социально
https://pros значимой информацией;
toykaranda применение на уроке
sh.ru/
интерактивных форм
https://uro работы с обучающимися:
k.1sept.ru/ интеллектуальных игр,
Классичес стимулирующих
познавательную
кая
музыка | мотивацию обучающихся;
Classicmusic.ru
(classicmusic.ru)
https://pros
toykaranda
sh.ru/
https://uro
k.1sept.ru/
Классичес
кая
музыка |
Classicmusic.ru
(classicmusic.ru)
https://pros
toykaranda
sh.ru/
https://uro
k.1sept.ru/

5.1
.

5.2
.

5.3
.

5.4
.

5.5
.
5.6
.

5.7
.

Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство
Узоры в природе.
1
Классическая Привлечение
музыка
| внимания
Classic-music.ru обучающихся
(classicк ценностному
music.ru)
аспекту
https://prostoyka изучаемых
randash.ru/
на уроках
https://urok.1sep явлений,
t.ru/
организация
Наблюдение узоров в живой природе (в 1
Классическая их работы
условиях урока на основе фотографий).
музыка
| с получаемой
Эмоционально-эстетическое восприятие
Classic-music.ru на уроке
социально
объектов
действительности.
(classicзначимой
Ассоциативное
сопоставление
с
music.ru)
орнаментами в предметах декоративноhttps://prostoyka информацией;
применение
прикладного искусства.
randash.ru/
https://urok.1sep на уроке
интерактивных
t.ru/
форм работы
Представления
о
симметрии
и 0.5
наблюдение
её
в
природе.
https://prostoyka с обучающимися:
интеллектуальны
Последовательное ведение работы над
randash.ru/
изображением
бабочки
по
https://urok.1sep х игр,
стимулирующих
представлению, использование линии
t.ru/
познавательную
симметрии при составлении узора
мотивацию
крыльев.
Узоры и орнаменты, создаваемые 1
Классическая обучающихся;
людьми, и разнообразие их видов.
музыка
| включение
Орнаменты
геометрические
и
Classic-music.ru в урок игровых
процедур
растительные.
(classicс целью
music.ru)
https://prostoyka поддержания
мотивации
randash.ru/
https://urok.1sep обучающихся
к получению
t.ru/
знаний,
Декоративная композиция в круге или 0.5
полосе.
https://urok.1sep налаживанию
позитивных
t.ru/
Орнамент, характерный для игрушек 1
Классическая межличностных
одного из наиболее известных народных
музыка
| отношений
художественных
промыслов.
Classic-music.ru в классе;
инициирование
Дымковская, каргопольская игрушка
(classicи поддержка
или по выбору учителя с учётом
music.ru)
местных промыслов.
https://prostoyka исследовательско
й деятельности
randash.ru/
https://urok.1sep обучающихся;
t.ru/
Оригами — создание игрушки для 1
Классическая
новогодней ёлки. Приёмы складывания
музыка
|
бумаги.
Classic-music.ru
(classic-

5.8 Форма и украшение бытовых предметов.
.

0.5

music.ru)
https://prostoyka
randash.ru/
https://urok.1sep
t.ru/
Классическая
музыка
|
Classic-music.ru
(classicmusic.ru)
https://prostoyka
randash.ru/
https://urok.1sep
t.ru/

5.9.

Приёмы бумагопластики.
упаковка и её декор.

Сумка

или

0.5

Итого по модулю 5
6.1. Наблюдение разнообразия архитектурных
построек в окружающем мире по
фотографиям,
обсуждение
их
особенностей и составных частей зданий.

7
1

Освоение приёмов конструирования из
бумаги. Складывание объёмных простых
геометрических тел. Овладение приёмами
склеивания
деталей,
надрезания,
вырезания
деталей,
использование
приёмов симметрии.
Макетирование
(или
создание
аппликации) пространственной среды
сказочного города из бумаги, картона или
пластилина.

1

Итого по модулю 6
7.1. Восприятие
произведений
детского
творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального
содержания
детских
работ.
7.2. Художественное
наблюдение
окружающего мира (мира природы) и
предметной среды жизни человека в
зависимости
от
поставленной
аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки).
7.3. Рассматривание иллюстраций к детским
книгам
на
основе
содержательных
установок учителя в соответствии с
изучаемой темой.

3
1

6.2.

6.3.

1

1

0.5

https://urok.1s
ept.ru/

https://urok.1s Побуждение
ept.ru/
обучающихся
соблюдать
на уроке
общепринятые
нормы
https://urok.1s поведения,
ept.ru/
правила
общения
со старшими
и сверстникам
и, принципы
https://urok.1s учебной
ept.ru/
дисциплины
и самоорганиз
ации

https://urok.1s
ept.ru/

https://urok.1s
Побуждение
ept.ru/
обучающихся
соблюдать
на уроке
общепринятые
нормы
https://urok.1s
поведения,
ept.ru/
правила
общения
со старшими
и сверстникам
и, принципы
учебной
дисциплины
и самоорганиз
ации

7.4 Знакомство с живописной картиной.
.

0.5

7.5 Обсуждение
произведений
с
ярко
.
выраженным
эмоциональным
настроением
или
со
сказочным
сюжетом.
Произведения
В.
М.
Васнецова, М. А. Врубеля и других
художников (по выбору учителя).
7.6 Художник
и
зритель.
Освоение
.
зрительских
умений
на
основе
получаемых знаний и творческих
установок наблюдения.

0.5

0.5

7.7 Ассоциации из личного опыта учащихся 0.5
.
и оценка эмоционального содержания
произведений.
7.8 Произведения И. И. Левитана, А. Г. 0.5
.
Венецианова И. И. Шишкина, А. А.
Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других
художников (по выбору учителя) по теме
«Времена года»

Итого по модулю 7
8.1 Фотографирование
мелких
деталей
.
природы, запечатление на фотографиях
ярких зрительных впечатлений.

5
0.5

8.2 Обсуждение
в
условиях
урока
.
ученических
фотографий,
соответствующих изучаемой теме.
Итого по модулю 8
Итого

0.5

1
33
часа

https://uro Установление
k.1sept.ru доверительных
/
отношений
https://uro с обучающимися,
k.1sept.ru способствующих
позитивному
/
восприятию
обучающимися
требований и просьб
https://uro учителя, привлечению
k.1sept.ru их внимания
к обсуждаемой
/
на уроке информации,
активизации
https://uro их познавательной
k.1sept.ru деятельности;
побуждение
/
https://uro обучающихся
k.1sept.ru соблюдать на уроке
общепринятые нормы
/
поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины
и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся .
https://uro
k.1sept.ru
/
https://uro
k.1sept.ru
/

Формы организации учебного предмета и
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.

основных видов

учебной

Календарно – тематическое планирование
№
урока
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Тема урока
Изображения всюду вокруг
нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать
можно
пятном.
Изображать
можно
в
объеме.
Изображать
можно
линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что
невидимо (настроение)
Художник и зрители.
Мир полон украшений.
Красоту
надо
уметь
замечать.
Узоры на крыльях.
Красивые
рыбы.
Украшение рыб.
Украшение птиц.
Узоры, которые создали люди.
Как
украшает
себя
человек.
Мастер
Украшения
помогает
сделать
праздник.
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики,
которые
построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Постройка
предметов
(упаковок).
Город моей мечты.
Город моей мечты.
Совместная
работа
трех
Братьев-Мастеров.
Праздник весны. Создание панно.
Праздник весны. Создание панно.
Весна – пробуждение природы.
Разноцветные жуки.
Сказочная страна.
Урок любования.Умение видеть.

Количе Дата по
ство
плану
часов
1

1
1

07.09.22
г.
14.09
21.09

1

28.09

1

05.10

1
1

12.10
19.10

1
1
1

26.10
09.11
16.11

1

23.11
30.11

1
1

07.12
14.12
21.12

1

28.12

1

11.01.23
г.
18.01
25.01

1

1
1
1

01.02
08.02
15.02
01.03

1
1
1

15.03
29.03
05.04

1
1
1
1
1
1

12.04
19.04
26.04
03.05
10.05
17.05

Дата по
факту

Примечание

33.

«Здравствуй, лето!». Образ лета в 1
творчестве художников.

24.05

Лист коррекции рабочей программы
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
Корректируюкорректировки
щее
мероприятие

Дата
проведения по
факту

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365)6529442

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».