Изобразительное искусство 2 класс

02 - 05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и
физической культуры
Протокол № 01
от 24.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказ № 120 от 30.08.2022 г.

Рабочая программа
по изобразительному искусству
2 класс
на 2022/2023 учебный год

Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 01 от 30.08.2022 г

Составитель:
учитель начальных классов
Исамутдинова Диляра Ташлановна

с. Рисовое, 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», федеральным государственным стандартом
начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (с изменениями), авторской программой Б.М. Неменского, Л.А. Неменской
«Изобразительное искусство» (Изобразительное искусство. Рабочие программы.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Москва.
«Просвещение»,2014 г.), ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу
«Школа России» и Положения о рабочей программе учебного предмета (курса, дисциплины,
модуля) (утв. Приказом по школе № 92 от 06.05.2019 г.)

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено на формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления.
Цели курса:
•
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
•
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в
искусстве и через искусство;
•
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
•
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
•
овладение элементарной художественной грамотой;
•
формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в
различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными
материалами;
•
совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
•
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
•
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
•
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
•
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике
изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с
искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности,
формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться
эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют
практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств
и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
2

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку
и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные
умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и
художественно-практических задач.
Р а з д е л «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
•
различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
•
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
•
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
•
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и
мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
•
называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего
региона.
Выпускник получит возможность научиться:
•
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание
знакомых произведений;
•
видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства,
архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
•
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу
и человека в различных эмоциональных состояниях.
Р а з д е л «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
•
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
•
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
•
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
•
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры;
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
•
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
•
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с
учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
3

•
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета при создании живописных композиций на
заданные темы;
•
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа
средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
•
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Р а з д е л «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
•
осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
•
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения,
усвоенные способы действия;
•
передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя,
предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к
качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
•
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
•
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
•
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное
отношение;
•
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
формировать эстетические потребности – потребности общения с искусством,
природой.
овладевать навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой деятельности под руководством учителя;
сотрудничать с товарищами, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Обучающийся получит возможность научиться:
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
формировать эстетические чувства, художественное мышление, наблюдательность
и фантазию;
Метапредметные результаты:
регулятивные:
обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей.
Обучающийся получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы.
4

Познавательные:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленных
задач.
Коммуникативные:
обучающийся научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной;
задавать вопросы;
формулировать собственное мнение и позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех
участников.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
видеть многообразие природных форм, их рациональность и красоту;
различать основные и составные цвета;
делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего
отношения к изображаемому;
смешивать краски и работать кистью, получать желаемые оттенки;
применению художественных умений, знаний, представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
способности использовать различные художественные материалы;
умению компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный образ;
навыкам моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыкам изображения
средствами аппликации.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать образную природу искусства;
давать эстетическую оценку явлений природы, событий окружающего мира;
способности передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета
по программе «Изобразительное искусство»:
•
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
•
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
•
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
•
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
•
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и
чувств;
5

•
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
•
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
•
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформулированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
•
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
•
формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
•
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
•
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
•
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
•
использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т. д.;
•
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
•
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
•
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
•
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
•
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
•
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
•
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и
пр.);
•
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
•
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
6

•
понимание образной природы искусства;
•
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
•
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
•
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
•
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
•
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
•
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
•
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
•
способность использовать в художественно-творческой дельности различные
художественные материалы и художественные техники;
•
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
•
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
•
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, основы графической грамоты;
•
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
•
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
•
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную
художественную культуру;
•
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;
•
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
•
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся:
•
будут сформированы основы художественной культуры: представления о
специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с
искусством;
•
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
творческие способности, эстетические чувства; формироваться основы анализа
произведения искусства;
•
формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет
проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
•
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной,
художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру,
диалогичность;
•
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным
содержание понятия «Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом»,
разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа
Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

7

•
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности,
ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
•
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут
понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям
окружающего мира;
•
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
•
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие
художественные музеи России (и своего региона);
•
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного
художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и
орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание учебного предмета
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Раздел
Тема
Раздел 1. Чем и как работают художники
Раздел 2. Реальность и фантазия
Раздел 3. О чем говорит искусство
Раздел 4. Как говорит искусство
Всего:

Количество
часов
8
7
10
9
34

2 класс (34 ч)
Ты и искусство
Тема «Ты и искусство» - важнейшая для данной концепции. Она содержит
основополагающие подтемы, необходимые для первичного «приращения» к искусству как
культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и
основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с
жизнью выстроено в особой последовательности.
Задача всех этих тем - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с
миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Чем и как работают художники (8 ч)
Основная задача - знакомство с выразительными возможностями художественных
материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.
Три основные краски создают многоцветье мира.
Основные и составные цвета. Умение смешивать краски. Изобразить цветы,
заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по
памяти и впечатлению.
Пять красок - все богатство цвета и тона
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и
черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями
без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя,
тумана, солнечного дня.
Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели - учимся понимать
красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и
впечатлению) пастелью и акварелью.
Выразительные возможности аппликации
8

Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с
опавшими листьями. Работа групповая (1-3 панно) (по памяти и впечатлению).
Выразительные возможности графических материалов
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
Выразительность материалов для работы в объеме
Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.
Выразительные возможности бумаги
Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод
плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм
(конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Сооружение игровой площадки для
вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение
темы)
Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели,
мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных»
материалов.
Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных»
материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.
Реальность и фантазии (7ч)
Изображение и реальность
Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер
Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке,
в деревне, дома.
Изображение и фантазия
Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение
сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных
животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры.
Украшение и реальность
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения
учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и
других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
Украшение и фантазия
Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной
формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).
Постройка и реальность
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).
Постройка и фантазия
Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.
Создание
макетов
фантастических
зданий,
«Фантастический
город».
Индивидуальная групповая работа по воображению.
Братья - Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают
праздник (обобщение темы)
Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование
(моделирование) и украшение.
О чем говорит искусство (10 ч)
Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того,
что искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень
осознания и стать важнейшим открытием для детей. Все задания должны иметь
эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и
выражать их в практической работе.
Выражение характера изображаемых животных
9

Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение
почувствовать и выразить в изображении характер животного.
Выражение характера человека в изображении (мужской образ)
По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет
сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности
образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина.
Выражение характера человека в изображении (женский образ)
Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь
и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают
добрых персонажей, другие - злых.
Образ человека и его характер, выраженные в объеме
Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, баба
Бабариха, Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.
Изображение природы в разных состояниях
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное,
тревожное, радостное и т. д.); индивидуальная работа.
Выражение характера человека через украшение
Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной
формы, воротников (индивидуально).
Выражение намерений через украшение
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго,
праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно.
Аппликация.
Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для
сказочных героев (обобщение темы)
Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур,
деревьев, на фоне которых стоит дом.
Как говорит искусство (9 ч)
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание
постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и
холодного
Изображение угасающего костра - борьба тепла и холода.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение
красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)
Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по
памяти и впечатлению).
Линия как средство выражения: ритм линий
Изображение весенних ручьев.
Линия как средство выражения: характер линий
Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально
или по два человека; по впечатлению и по памяти) - нежные, могучие ветки и т. д. При
этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем.
Ритм пятен как средство выражения
Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже
одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение
летящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.
Пропорции выражают характер
Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост,
маленькая головка, большой клюв и т. д.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности (обобщение
темы)
Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
10

Обобщающий урок года
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года.
Формы организации учебного предмета и
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.

основных видов

учебной

11

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.

Тема уроков

Раздел 1. «Чем и как работают художники» (8
ч)
«Цветочная поляна». Три основных цвета.
«Радуга на грозовом небе». Пять красок —
богатство цвета и тона: гуашь.
«Осенний лес». Выразительные возможности
других материалов (графические: пастель,
мелки).
«Осенний листопад» - коврик аппликаций.
Выразительные возможности аппликации.
«Графика зимнего леса». Выразительные
возможности графических материалов.
«Звери в лесу». Выразительные возможности
материалов для работы в объеме.
«Звери в лесу». Выразительные возможности
материалов для работы в объеме.
«Игровая площадка» - для вылепленных зверей.
Выразительные возможности бумаги.
Раздел 2. «Реальность и фантазия» (7 ч)
«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы.
Изображение и реальность. «Сказочная птица».
Изображение и фантазия.
«Узоры паутины». Украшение и реальность,
украшения в природе.
«Обитатели подводного мира». Украшение и
реальность.
«Кружевные узоры». Украшения и фантазия.
«Подводный мир». Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Раздел 3. «О чем говорит искусство» (10
ч)
«Четвероногий герой». Выражение характера
изображаемых животных. Живопись.
Сказочный
мужской
образ.
Выражение
характера человека в изображении («Веселый и
грустный клоуны»).
Женский образ русских сказок. Выражение
характера человека в изображении.
Образ сказочного героя. Художественное
изображение в объеме.
«С чего начинается Родина?». Природа в разных
состояниях.
«Человек и его украшения». Выражение
характера человека через украшения.
«Морозные узоры». Украшение и реальность.
«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение

Колво
час.

Дата по
плану

Дата по Примечание
факту

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
12

24.
25.

26.

27.

28.
29.
30.
31.

32.

33.
34.

намерений через украшение.
«Замок Снежной Королевы». Дом для
сказочных героев.
«Замок Снежной Королевы». Дом для
сказочных героев.
Раздел 4. «Как говорит искусство» (9 ч)
«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как
средство выражения: «теплые» и «холодные»
цвета.
«Мозаика». Цвет как средство выражения:
«тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя
земля»).
Графические упражнения. Линия как средство
выражения. Характер линий.
«Дерево». Линия, как средство выражения.
Характер линий.
«Птицы». Ритм пятен как средство выражения.
«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство
выражения. Живопись (или оригами, цветная
аппликация).
«Птицы».
Пропорция
как
средство
художественной выразительности. Пропорции и
характер (бумажная пластика или лепка).
«Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций
как средство художественной выразительности.
«Экзамен художника Тюбика».
Искусствоведческая викторина.

1
1

1

1

1
1
1
1

1

1
1

13

Лист коррекции рабочей программы
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина

Корректирую-

корректировки

щее
мероприятие

Дата
проведения по
факту

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365)6529442

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».