02 - 05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и физической
культуры
Протокол № 01 от 24.08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом №120 от 30.08.2022 г.
Рабочая программа
по литературному чтению
на 2022/2023 учебный год- 1 класс
Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.
Составитель:
учитель начальных классов
Сорокоумова Елена Алексеевна
с. Рисовое, 2022 г
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по
литературному чтению на 2022/2023 учебный год для
обучающихся 1 класса МБОУ Рисовский УВК разработана в соответствии с
требованиями:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, (далее- ФГОС НОО- 2021);
• Санитарные
правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам- образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
28.08.2020 №442 (с изменениями и дополнениями от 20.11.2020);
• Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 (с
изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
• Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699;
• концепции преподавания русского языка и литераатуры, утвержденной
распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
• учебного плана начального образования, утвержденного приказом МБОУ
Рисовский УВК
от 29.08.2022 №117 «О внесении изменений в основную образовательную
программу начального образования»;
• рабочей программы воспитания МБОУ Рисовский УВК (с изменениями), утв.
приказом МБОУ Рисовский УВК от 25.08.2022 №115;
• примерной рабочей программы
• УМК Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. М.В.Голованова, Л.А.Виноградская,
М.В.Бойкина. Литературное чтение 1 класс
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного
чтения и решением следующих задач:
• формирование
у младших школьников положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня общего
речевого развития;
•
2
•
•
•
•
осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных
понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие
произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество,
малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная
сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание;
композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма);
средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением,
позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение
слушателями).
Курс «Литературное чтение» призван ввести ребенка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приемов
работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с
учетом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника,
реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение
преемственности в изучении систематического курса литературы.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся:
Для педагога:
•
Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий.
М.В.Голованова,
М.В.Бойкина. Литературное чтение 1 класс
Л.А.Виноградская,
Для обучающихся:
•
Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий.
М.В.Голованова,
М.В.Бойкина. Литературное чтение 1 класс
Л.А.Виноградская,
•
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
• Российская электронная школа (resh.edu.ru);
• «Новая начальная школа 1–4»;
• Образовательный ресурс «Начальная школа»;
• «Учи.ру» — интерактивная образовательная онлайн платформа (uchi.ru);
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности. Освоение программы
по предмету «Литературное чтение» в 1-м классе начинается вводным
интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 часов: 100 часов предмета
«Русский язык» и 80 часов предмета «Литературное чтение»). После периода
обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и
«Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1-м классе отводится не
менее 10 учебных недель, суммарно 132 часа.
3
Содержание учебного предмета
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста
произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее
четырех произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и
различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок:
последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской)
сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений.
Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и
литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества
(отношение к природе, людям, предметам).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее
представление): чему посвящено, о чем рассказывает. Главная мысль произведения — его
основная идея: чему учит, какие качества воспитывает. Произведения одной темы, но
разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее
шести произведений К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.Г. Сутеева, Е.А. Пермяка, В.А.
Осеевой, А.Л. Барто, Ю.И. Ермолаева, Р.С. Сефа, С.В. Михалкова, В.Д. Берестова, В.Ю.
Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков.
Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его
идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд,
взаимопомощь.
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических
произведений о природе (на примере трех-четырех доступных произведений А.С.
Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, С.А. Есенина, А.Н. Плещеева, Е.А. Баратынского,
И.С. Никитина, Е.Ф. Трутневой, А.Л. Барто, С.Я. Маршака и др.). Тема поэтических
произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа
родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм
(практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение.
Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края.
Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение.
Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении.
Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести
произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка,
загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности
разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки —
средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление
народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.
Произведения о братьях наших меньших (трех-четырех авторов по выбору).
Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях
человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным.
Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика
героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями
произведения. Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-этических понятий:
любовь и забота о животных.
4
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых
произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных
произведений Е.А. Благининой, А.Л. Барто, Н.Н. Бромлей, А.В. Митяева, В.Д. Берестова,
Э.Э. Мошковской, Г.П. Виеру, Р.С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических
понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребенку,
детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трех
произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом
жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира.
Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными,
фантастическими.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что
книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы
ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в
библиотеке.
Планируемые результаты освоения программы
Изучение литературного чтения направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются при единстве учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей
позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на
процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты
освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения
обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в
процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей
русской литературы и творчества народов России;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
• освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаков индивидуальности
каждого
человека,
проявление
сопереживания,
уважения,
любви,
5
доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим
людям,
независимо
от
их национальности, социального
статуса,
вероисповедания;
• осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
• выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
• проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое
отношение в разных видах художественной деятельности;
• приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
• понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
•
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
• бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отраженных в литературных произведениях;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
• овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
• потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
6
•
•
•
•
•
•
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения
произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев.
Базовые исследовательские действия:
• определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
• сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
— целое, причина — следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (опыта, классификации, сравнения,
исследования);
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
• выбирать источник получения информации;
• согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа ее проверки;
• соблюдать
с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей)) правила информационной безопасности при поиске
информации в интернете;
• анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
7
•
•
•
•
•
•
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
• формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
• выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной
области, ориентированы на применение обучающимися знаний, умений и навыков в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в 1-м классе обучающийся научится:
• понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в
различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для
личного развития, находить в художественных произведениях отражение
нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
• владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми
словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок
букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объему произведения в
темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
• читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее
двух стихотворений о Родине, детях, семье, о родной природе в разные времена
года;
• различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
8
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного
творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки
(фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на
вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного
произведения: определять последовательность событий в произведении,
характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять
значение незнакомого слова с использованием словаря;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать
на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные
литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание
произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать
(устно)
содержание
произведения
с
соблюдением
последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова,
вопросы, рисунки, предложенный план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее трех
предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее трех
предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учетом
рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по
предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема/раздел
Количеств
о
академиче
ских часов,
отводимых
на
освоение
темы
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с
учетом рабочей
программы воспитания
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (80 часов)
1. Развитие речи (5 часов)
1.1
Понимание текста 5
при его
прослушивании и
при
самостоятельном
чтении вслух
Электронная форма
учебника, библиотека РЭШ.
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(Интерактивная
образовательная онлайнплатформа «Яндекс
Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
9
Учебник»
https://education.yandex.ru/)
«Учи.ру»uchi.ru
РЭШ https://resh.edu.ru
обучающимися
требований и просьб
учителя, привлечению
их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;
привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией;
включение в урок
игровых процедур с
целью поддержания
мотивации
обучающихся к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
0
Электронная форма
учебника, библиотека РЭШ.
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
2. Слово и предложение (5 часов)
2.1
Различение слова
и обозначаемого
им предмета.
1
10
Восприятие слова
как объекта
изучения,
материала для
анализа
2.2
Различение слова
и обозначаемого
им предмета.
Восприятие слова
как объекта
изучения,
материала для
анализа
1
2.3
Наблюдение над
значением слова.
Активизация и
расширение
словарного
запаса.
Включение слов
в предложение
1
2.4
Осознание
единства
звукового
состава слова и
его значения
2
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(Интерактивная
образовательная онлайнплатформа «Яндекс
Учебник»
https://education.yandex.ru/)
«Учи.ру»uchi.ru
РЭШ https://resh.edu.ru
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими и
сверстниками,
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;
включение в урок
игровых процедур с
целью поддержания
мотивации
обучающихся к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
<...>
3. Чтение и графика (62 часa)
3.1
Формирование
навыка слогового
чтения
(ориентация на
букву,
обозначающую
гласный звук)
5
3.2
Плавное слоговое
чтение и чтение
5
Электронная форма
учебника, библиотека
РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (Интерактивная
образовательная онлайнплатформа «Яндекс
Привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с
получаемой на уроке
социально значимой
11
целыми словами
со скоростью,
соответствующей
индивидуальному
темпу
Учебник»
https://education.yandex.ru/
)
«Учи.ру»uchi.ru
РЭШ https://resh.edu.ru
3.3
Осознанное
чтение слов,
словосочетаний,
предложений.
Чтение с
интонациями и
паузами в
соответствии со
знаками
препинания
5
3.4
Развитие
осознанности и
выразительности
чтения на
материале
небольших
текстов и
стихотворений
5
3.5
Знакомство с
5
орфоэпическим
чтением (при
переходе к чтению
целыми словами)
3.6
Орфографическое
чтение
(проговаривание)
как средство
самоконтроля при
письме под
диктовку и при
списывании
5
3.7
Звук и буква.
Буква как знак
звука. Различение
звука и буквы
5
3.8
Буквы,
5
информацией;
применение на уроке
интерактивных форм
работы с
обучающимися,
интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
включение в урок
игровых процедур с
целью поддержания
мотивации
обучающихся к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;
<...>
12
обозначающие
гласные звуки.
Буквы,
обозначающие
согласные звуки
3.9
Овладение
слоговым
принципом
русской графики
5
3.10 Буквы гласных как 5
показатель
твердостимягкости
согласных звуков
3.11 Функции букв,
5
обозначающих
гласный звук в
открытом слоге:
обозначение
гласного звука и
указание на
твердость или
мягкость
предшествующего
согласного
3.12 Функции букв «е», 1
«ё», «ю», «я»
3.13 Мягкий знак как
2
показатель
мягкости
предшествующего
согласного звука в
конце слова.
Разные способы
обозначения
буквами звука [й’]
3.14 Функция букв «ь» 2
и «ъ»
3.15 Знакомство с
русским
алфавитом как
2
13
последовательност
ью букв
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС (25 часов)
1.1
Сказка народная
(фольклорная) и
литературная
(авторская)
5
Электронная форма
учебника, библиотека
РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(Интерактивная
образовательная онлайнплатформа «Яндекс
Учебник»
https://education.yandex.r
u/)
«Учи.ру»uchi.ru
РЭШ https://resh.edu.ru
Привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией;
<...>
<...>
1.2
Произведения о
детях и для детей
5
1.3
Произведения о
родной природе
5
1.4
Устное народное
творчество —
малые
фольклорные
жанры
2
Электронная форма
учебника, библиотека
РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(Интерактивная
образовательная онлайнплатформа «Яндекс
Учебник»
https://education.yandex.r
u/)
«Учи.ру»uchi.ru
РЭШ https://resh.edu.ru
Привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией;
демонстрация
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности
через подбор
соответствующих
текстов;
включение в урок
14
игровых процедур с
целью поддержания
мотивации
обучающихся к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;
<...>
1.5
Произведения о
братьях наших
меньших
3
1.6
Произведения о
маме
2
1.7
Фольклорные и
авторские
произведения о
чудесах и
фантазии
2
1.8
Библиографическа 1
я культура (работа
с детской книгой)
Электронная форма
учебника, библиотека
РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(Интерактивная
образовательная онлайнплатформа «Яндекс
Учебник»
https://education.yandex.r
u/)
«Учи.ру»uchi.ru
РЭШ https://resh.edu.ru
Применение на уроке
интерактивных форм
работы с
обучающимися,
интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
включение в урок
игровых процедур с
целью поддержания
мотивации
обучающихся к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
15
поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности,
через подбор
соответствующих
текстов для чтения;
инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;
<...>
1.9
Резервное время
Итого
2
<...>
<...>
99
Формы организации учебного предмета и основных видов учебной деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
16
Календарно-тематическое планирование
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Тема урока
Развитие речи (5 ч)
«Азбука» — первая учебная книга.
Речь устная и письменная. Предложение.
Слово и предложение.
Слово и предложение.
Слово и слог.
Слово и предложение (5 ч)
Слог. Ударение. Слог как минимальная
произносительная единица языка.
Звуки в окружающем мире и в речи.
Слог-слияние.
Выделение
слияния
согласного звука с гласным, согласного звука
за
пределами
слияния.
Графическое
изображение слога-слияния.
Как образуется слог? Повторение и
обобщение.
Гласные и согласные звуки. Азбука – к
мудрости ступенька.
Чтение. Графика (62 ч)
Гласный звук [а], буквы А, а. Особенности
произнесения звука [а]. Характеристика
звука [а].
Гласный звук [о], буквы О, о. Особенности
произнесения звука, его характеристика
Гласный звук [и], буквы И, и. Особенности
произнесения звука, его характеристика.
Наблюдение над значением слов. Включение
слов в предложения.
Гласная буква ы, обозначающая гласный
звук [ы]
Гласный звук [у], буквы У, у.
Повторение. Гласные звуки и буквы
Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки
[н], [н’].
Буквы С, с, обозначающие согласные звуки
[с], [с’].
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.
Формирование навыка плавного слогового
чтения. Чтение слогов с новой буквой.
Буквы Т, т, обозначающие согласные звуки
[т], [т’].
Буквы Т, т, Чтение слогов с новой буквой.
Согласные буквы. Правописание имен
собственных
Количес
тво
часов
1
Дата по
плану
1
1
1
1
01.09.20
22г.
05.09
06.09
08.09
12.09
1
13.09
1
1
15.09
19.09
1
20.09
1
22.09
1
26.09
1
27.09
1
29.09
1
03.10
1
1
1
04.10
06.10
10.10
1
11.10
1
13.10
1
17.10
1
1
18.10
20.10
Дата по Примеча
факту
ние
17
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л.
Звонкие и глухие согласные. Формирование
навыка плавного слогового чтения. Чтение
слов
с
новой буквой, чтение предложений и
короткого текста.
Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л.
Звонкие и глухие согласные. Формирование
навыка плавного слогового чтения. Чтение
слов
с
новой буквой, чтение предложений и
короткого текста.
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Особенности артикуляции звуков [р], [р’].
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.
Гласные буквы Е, е. Буква е в начале слов и
после гласных в середине и на конце слов.
Буква
е
—показатель
мягкости
предшествующего согласного в слогеслиянии.
Гласные буквы Е, е. Буква е в начале слов и
после гласных в середине и на конце слов.
Буква
е
—показатель
мягкости
предшествующего согласного в слогеслиянии.
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.
Формирование навыка плавного слогового
чтения с постепенным переходом на чтение
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.
Формирование навыка плавного слогового
чтения с постепенным переходом на чтение
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
Чтение текстов и слов с буквами М, м
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.
Чтение слов, текстов с буквами З, з. Чтение
слов
с
новой
буквой,
чтение
предложений и коротких текстов.
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.
Формирование
навыка
плавного
слогового чтения с постепенным переходом
на чтение целыми словами.
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.
Формирование навыка плавного слогового
чтения
с
постепенным
переходом на чтение целыми словами.
Чтение слов с новой буквой, чтение
предложений и коротких текстов.
1
24.10
1
25.10
1
27.10
1
1
1
1
07.11
08.11
10.11
14.11
1
15.11
1
17.11
1
21.11
1
1
1
1
22.11
24.11
28.11
29.11
1
1
01.12
05.12
1
06.12
18
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.
Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.
Формирование навыка плавного слогового
чтения с постепенным переходом на чтение
целыми словами.
Гласные буквы Я, я. Буква я в начале слов и
после гласных в середине и на конце слов.
Буква
я
—
показатель
мягкости
предшествующего согласного звука в слогеслиянии. Чтение текстов. Повторение
изученного.
Чтение слов с Е и Я, чтение предложений и
коротких текстов. Чтение предложений с
интонацией и паузами в соответствии со
знаками препинания.
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.
Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.
Чтение слов с новой буквой, чтение
предложений и коротких текстов.
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.
Чтение
слов
с
новой
буквой,
чтение предложений и коротких текстов.
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.
Чтение
слов
с
новой
буквой,
чтение предложений и коротких текстов.
Буква
ь
показатель
мягкости
предшествующих согласных звуков.
Буква
ь
показатель
мягкости
предшествующих согласных звуков.
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.
Сочетание ши. Чтение слов с новой буквой,
чтение предложений и коротких текстов.
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.
Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Чтение слов,
предложений, текстов с буквами Ж, ж.
Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Чтение слов,
предложений, текстов с буквами Ж, ж.
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука (й, о).
Буква Ё – показатель мягкости согласных
звуков.
Чтение
слов
с
новой буквой, чтение предложений и
коротких текстов.
Звук [й’], буквы Й, й. Чтение слов с новой
буквой, чтение предложений и коротких
текстов.
Звук [й’], буквы Й, й. Чтение слов с новой
буквой, чтение предложений и коротких
текстов.
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Чтение
предложений и текстов с буквами Х, х.
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Чтение
1
08.12
1
12.12
1
13.12
1
15.12
1
1
19.12
20.12
1
22.12
1
26.12
1
27.12
1
29.12
1
1
09.01
10.01
1
1
12.01
16.01
1
17.01
1
1
19.01
23.01
1
24.01
1
26.01
1
30.01
1
31.01
19
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
предложений и текстов с буквами Х, х.
Твердые и мягкие согласные обобщающий
урок.
Гласные буквы Ю, ю.
Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [й, у].
Чтение слов с новой буквой
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
Буквы Ц, ц, обозначающие согласный
твердый звук [ц] Чтение слов с новой буквой,
чтение
предложений
и
коротких текстов.
Гласный звук [э], буквы Э, э. Чтение слов,
предложений с буквами Э, э.
Гласный звук [э], буквы Э, э. Чтение слов,
предложений с буквами Э, э.
Мягкий глухой согласный звук [щ’].
Чтение слов, предложений с буквами Щ, щ.
Согласная буква Ф. Российский флот.
Согласные звуки [ф], [ф’]. Чтение слов с
новой буквой
Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
Развитие осознанности и выразительности
чтения
на
материале
стихотворений. Отработка техники чтения.
Систематический курс (25 ч)
Содержание
учебника.
В.
Данько
«Загадочные буквы». Герои произведения. И.
Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».
Заголовок. Главная мысль произведения.
Г. Сапгир «Про медведя». Заголовок. Рифма.
Мое
любимое
стихотворение И. Гамазкова «Кто как
кричит?», Е. Григорьева «Живая азбука»
Заголовок. Главная мысль произведения.
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».
Заголовок. Наблюдаем за поступками героев.
Поговорим о главном. С. Черный «Живая
азбука». Выразительное чтение с опорой на
знаки препинания.
Внеклассное чтение.
Обобщение по теме «Жили-были буквы».
Конкурс чтецов. Выставка книг «Сказки,
загадки,
небылицы». Русская народная
сказка «Курочка ряба». Герои сказки.
Авторская сказка. Е. Чарушин «Теремок».
Инсценирование. Моя любимая сказка
Русская народная сказка «Рукавичка».
Рассказывание сказки.
Загадки, песенки, небылицы. Стишки и
потешки из книги «Рифмы матушки
Гусыни» Сборники сказок и малых
1
02.02
1
1
06.02
07.02
1
1
09.02
13.02
1
14.02
1
16.02
1
1
1
1
27.02
28.02
02.03
06.03
1
07.03
1
09.03
1
13.03
1
14.03
1
16.03
1
27.03
1
28.03
20
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
фольклорных жанров. Из книг, которые
читали наши прабабушки и прадедушки.
Из старинных книг. Произведения Л.
Толстого. Воспроизведение текста по
опорным словам. Сказки К. Ушинского.
Составление картинного плана и пересказ по
нему.
Внеклассное чтение.
Обобщение по теме «Сказки, загадки». А.
Плещеев
«Травка
зеленеет…».
А.
Майков«Ласточка…», «Весна». Лирические
стихи. Выставка книг.
С. Маршак «Апрель». Т. Белозеров
«Подснежники». Настроение стихов. И.
Токмакова «Ручей». Е Трутнева «Когда это
бывает?». Сравнение в стихах.
Проект «Составляем сборник загадок».
Обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит
капель!». Чтение стихотворений наизусть.
Выставка книг «И в шутку и всерьез». И.
Токмакова« Мы играли в хохотушки» И.
Пивоварова
«Кулинаки-пулинаки».
Все
наоборот: забавные стихи.
Г. Кружков «Ррры!», К. Чуковский
«Федотка»,
«Телефон».
Герой
юмористического
произведения.
Юмористический рассказ. Н. Артюхова
«Саша-дразнилка». Как пересказать текст по
иллюстрации?
Поговорим о главном. К.Д. Ушинский
«Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не
делает никому». Чтение по ролям.
М. Пляцковский «Помощник». Чтение по
ролям. Рассказы об играх и игрушках.
Внеклассное чтение.
Обобщение по теме «И в шутку и всерьез».
Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина
«Подарок».
Тема
и
главная мысль произведения. Выставка книг
«Я и мои друзья».
Внеклассное чтение.
Нравственно-эстетические представления. В.
Орлов
«Если
дружбой
дорожить». Р.Сеф «Совет». И. Пивоварова
«Вежливый ослик». Стихотворения о детях.
С. Маршак «Хороший день». Тема и главная
мысль произведений.
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».
Характер героев. Составляем план.
Поговорим о главном. Д. Тихомиров
«Находка». Характер героев. Рассказы о
1
30.03
1
03.04
1
04.04
1
06.04
1
10.04
1
11.04
1
13.04
1
18.04
1
20.04
1
24.04
1
25.04
1
27.04
1
02.05
1
04.05
21
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
детях.
Планирование
работы
по
освоению
содержания раздела. Н. Сладков «О
братьях наших меньших». Р. Сеф «Кто
любит собак». С. Михалков «Трезор».
Внеклассное чтение.
В. Осеева «Собака яростно лаяла». И.
Токмакова «Купите собаку». Выставка книг
«О братьях наших меньших».
Н. Сладков «Лисица и ёж».
В. Осеева «Плохо». Даём оценку поступкам
героев.
М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г.
Сапгир«Кошка», В. Берестов Лягушата».
«Кошка». Выразительное чтение с опорой на
знаки препинания. Стихи и рассказы о
животных.
Резервное время (2ч)
Внеклассное чтение.
Поговорим о главном. С. Аксаков «Гнездо»,
В.
Лунин
«Никого
не
обижай». Поступок героя.
Наш проект «Наш класс-дружная семья».
1
11.05
1
15.05
1
1
16.05
18.05
1
22.05
1
23.05
1
24.05
22
Лист коррекции рабочей программы
№
п/п
Название
раздела, темы
Тема урока
Дата
проведения по
плану
Причина
Корректируюкорректировки
щее
мероприятие
Дата
проведения по
факту
23