Литературное чтение 2 класс

02 - 05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и
физической культуры
Протокол № 01
от 24.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказ № 120 от 30.08.2022 г.

Рабочая программа
по литературному чтению
2 класс
на 2022/2023 учебный год

Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 01 от 30.08.2022 г

Составитель:
учитель начальных классов
Исамутдинова Диляра Ташлановна

с. Рисовое, 2022

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом начального общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями), авторской
программой Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» (Литературное
чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4
классы. Москва. «Просвещение», 2014 г.), ориентирована на работу по учебнометодическому комплексу «Школа России» и Положения о рабочей программе учебного
предмета (курса, дисциплины, модуля) (утв. Приказом по школе № 92 от 06.05.2019 г.)

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших
школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом,
пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему
развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность
по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
•
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех
видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами
текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
•
развитие
художественно-творческих
и
познавательных
способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование
эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
•
обогащение
нравственного
опыта
младших
школьников
средствами
художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре,
дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной
культуре и культуре народов многонациональной России, Республики Крым и других
стран.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач
начального обучения:
•
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
•
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать
образное мышление учащихся;
•
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенноассоциативное мышление;
•
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
•
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
•
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного уровня сложности;
•
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт
ребенка;
•
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
речевые умения;
•
работать с различными типами текстов;

2

•
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом

3

учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих
в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;

4

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание учебного предмета
2 класс (136 ч)
Самое великое чудо на свете (1 ч)
Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои
любимых книг.
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши,
загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц,
«Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и
журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А.
Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад...»,
С. Есенин.
«Закружилась листва золотая...»,
В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов.
«Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!..
Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и
Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (11 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В.
Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный
рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс.
«Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров.
«Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (10 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром
кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (18 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским «Путаница», «Радость»,
С. Я. Маршаком «Кот и лодыри», С. В. Михалковым «Мой секрет», «Сила воли». «Мой
щенок», А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая
душа», Н. Н. Носовым «Затейники», «Живая шляпа».

5

Я и мои друзья (14 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с
высоты...»,
В. Лунин.
«Я и Вовка»,
Н. Булгаков.
«Анна, не грусти!», Ю.
Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (8 ч)
Ф. Тютчев «Зима не даром злится …», Весенние воды, А. Плещеев «Весна», «В бурю»,
«Сельская песенка». А. блок « На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…», И.
Бунин «Матери», Е. Благинина
«Посидим в тишине»,
«Я маму мою обидел», Э.
Машковская
И в шутку и всерьез (14 ч)
Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э.
Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой»,
«Память»; В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова.
«Плим», «В чудной стране» Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (13 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных
классиков «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек»,
«Знают мамы, знают дети». Сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г. X.
Андерсена «Принцесса на горошине», Э. Хогарт «Мафии и паук».
Тематический план
№ раздела
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Наименование разделов и тем
Самое великое чудо на свете.
Устное народное творчество.
Люблю природу русскую. Осень.
Русские писатели.
О братьях наших меньших.
Из детских журналов.
Люблю природу русскую. Зима.
Писатели детям.
Я и мои друзья.
Люблю природу русскую. Весна.
И в шутку и в серьёз.
Литература зарубежных стран.
Всего:

Учебные часы
1
10
6
10
9
10
6
13
8
8
10
11
102

Виды чтения, количество слов

Виды чтения
Вслух
Про себя
Наизусть

Количество слов
2 класс
45-50 слов
50-60 слов
8-10 стихотворений

Формы организации учебного предмета и
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.

основных видов

учебной

6

Календано- тематическое планирование
№
п/п

Тема уроков

1.

Самое великое чудо на свете. Р.Сеф
«Читателю».
Устное народное творчество - 10 ч.
Виды устного народного творчества. Русские
народные песни.
Русские народные потешки и прибаутки.
Скороговорки, считалки, небылицы.
Загадки, пословицы и поговорки - малые
жанры устного народного творчества.
Народные сказки. Ю. Мориц "Сказка по лесу
идет…". Сказка "Петушок и бобовое
зернышко".
Русская народная сказка "У страха глаза
велики".
Русская народная сказка "Лиса и тетерев".
Русская народная сказка "Лиса и журавль".
Русская народная сказка "Каша из топора".
Русская народная сказка "Гуси-лебеди".
Вн.чтение «Разноцветные страницы». А.
Шибаев «Вспомни сказку». Обобщение по
разделу «Устное народное творчество».
Люблю природу русскую. Осень - 6 ч.
Нравится ли вам осень? Осенние загадки.
Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной…"
К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.
Плещеев «Осень наступила…». А.Фет
«Ласточки пропали…».
Осенние листья- тема для поэтов. А. Толстой
«Осень», С. Есенин «Закружилась листва
золотая..»,
И.
Токмакова
«Опустел
скворечник..».
В. Берестов «Хитрые грибы».
М.Пришвин
"Осеннее
утро".
И.Бунин
«Сегодня так светло кругом…».
Вн. чтение. «Разноцветные страницы».
Считалочка. Обобщение по разделу «Люблю
природу русскую. Осень»
Русские писатели – 10 ч.
А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный». Стихи
А.Пушкина «Вот север тучи нагоняя…»,
«Зима! Крестьянин торжествуя…»
А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".
Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина»
И.А.Крылов. Басня "Лебедь, Рак и Щука".
И.А.Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей".
Л.Н.Толстой. "Старый дед и внучек".
Л.Н.Толстой. "Филипок".
Л.Н.Толстой "Правда всего дороже".

2.
3.

4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.

14.

15.
16.
17.

18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Колво
час

Дата проведения
план

Примечание

факт

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

7

26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

47.
48.
49.
50.

51.

52.

53.
54.

"Котенок".
Вн.чтение. «Разноцветные страницы». И.
Токмакова «Десять птичек - стайка», Ю.
Могутин «Над речушкой…»
Обобщение по разделу «Русские писатели»
О братьях наших меньших - 9 ч.
О братьях наших меньших. Н. Сладков «Они
и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?»
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре..», И.
Пивоварова «Жила- была собака..»
В. Берестов «Кошкин щенок».
М. Пришвин "Ребята и утята".
Е.Чарушин "Страшный рассказ".
Б.Житков "Храбрый утенок".
В.Бианки "Музыкант".
В.Бианки "Сова".
Вн.чтение. «Разноцветные страницы». С.
Брезкун «Грянул гром…», М. Бородицкая
«Грачиха говорит грачу…». Обобщение по
разделу «О братьях наших меньших»
Из детских журналов- 10 ч.
Знакомимся с детскими журналами.
Д.Хармс "Игра".
Д.Хармс "Вы знаете?...".
Д.Хармс "Веселые чижи".
Д.Хармс "Что это было?", Н. Гернет, Д.Хармс
"Очень-очень вкусный пирог",
Ю.Владимиров "Чудаки". А.Введенский
"Лошадка".
А.Введенский "Лошадка".
Вн. чтение. «Разноцветные страницы». Д.
Хармс «Весёлый старичок»
Обобщение по разделу «Из детских
журналов». Проверка техники чтения.
Нравится ли вам зима? Зимние загадки. И.
Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.
Бальмонт «Светло-пушистая…»
Люблю природу русскую. Зима - 6 ч.
Я. Аким «Утром кот…», Ф. Тютчев
«Чародейкою Зимою…»
С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»
Русская народная сказка «Два Мороза».
С. Михалков «Новогодняя быль».А. Барто
«Дело было в январе..», С. Дрожжин «Улицей
гуляет…».
Вн. Чтение. «Разноцветные страницы». С.
Погореловский «В гору..», А. Прокофьев «Как
на горке, на горе…»
Обобщение по разделу «Люблю природу
русскую. Зима».
Писатели – детям – 13 ч.
К.Чуковский "Путаница", "Радость".
К.Чуковский "Федорино горе".

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1
1

8

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

67.
68.
69.
70.
71.
72.

73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.

82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.

С.Маршак "Кот и лодыри".
С.Михалков "Мой секрет", "Сила воли".
С.Михалков "Мой щенок".
А.Барто "Веревочка".
А.Барто "Мы не заметили жука", "В школу".
А.Барто "Вовка - добрая душа".
Н.Носов «Затейники»
Н.Носов "Живая шляпа"
Н.Носов "На горке".
Вн. чтение. «Разноцветные страницы».
Скороговорки.
Обобщение по разделу «Писатели детям».
Я и мои друзья- 8 ч.
Развитие речи. Я и мои друзья. В. Берестов
«За игрой», Э. Мошковская «Я ушёл в свою
обиду…», В.Берестов «Гляжу с высоты…», В.
Лунин «Я и Вовка».
Н.Булгаков "Анна, не грусти!"
Ю.Ермолаев "Два пирожных".
В.Осеева "Волшебное слово".
В.Осеева "Хорошее".
В.Осеева "Почему?".
Вн. чтение. «Разноцветные страницы». Е.
Благинина «Простокваша», В. Орлов «На
печи».
Обобщение по разделу «Я и мои друзья».
Люблю природу русскую. Весна – 8 ч.
Весенние загадки. Ф. Тютчев «Зима недаром
злится…», «Весенние воды».
А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».
А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».
И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю».
Е. Благинина «Посидим в тишине», Э.
Мошковская «Я маму мою обидел…»
С. Васильев «Белая берёза»
Вн. чтение. «Разноцветные страницы». И.
Пивоварова «Здравствуй!»
Обобщение по разделу «Люблю природу
русскую. Весна.»
И в шутку и всерьёз – 10 ч.
И в шутку и в серьёз. Б. Заходер «Товарищам
детям», «Что красивей всего?»
Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха.
Э.Успенский "Чебурашка".
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…»,
«Над нашей квартирой», «Память».
В. Берестов «Знакомый», «Путешественники»,
«Кисточка».
И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».
Г.Остер "Будем знакомы".
В.Драгунский "Тайное становится явным".
Вн. чтение. «Разноцветные страницы». Ю.
Тувим «Про пана Трулялинского».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

9

91.
92.

93.
94.

95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

Обобщение по разделу «И в шутку и в
серьёз».
Литература зарубежных стран - 11 ч.
Литература зарубежных стран. Американская
народная песенка «Бульдог по кличке Дог».
Английская народная песенка «Перчатки»,
«Храбрецы».
Французская народная песенка «Сюзон и
мотылёк». Немецкая народная песенка «Знают
мамы, знают дети».
Ш. Перро «Кот в сапогах».
Ш. Перро «Красная Шапочка».
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
Э. Хогарт «Мафин и паук».
Вн. чтение. «Разноцветные страницы». К.
Чуковский « Котауси и мауси».
Проверка техники чтения.
Обобщение
по
разделу
«Литература
зарубежных стран».
Проект «Мой любимый писатель- сказочник».

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

10

Лист коррекции рабочей программы
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
Корректируюкорректировки
щее
мероприятие

Дата
проведения по
факту

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365)6529442

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».