Литературное чтение на родном языке 4 класс

02 -05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и
физической культуры
Протокол № 01
от 24.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказ № 120 от 30.08.2022 г.

Рабочая программа
по литературному чтению на родном (русском) языке
4 класс
на 2022/2023 учебный год

Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 01 от 30.08.2022 г

Составитель:
учитель начальных классов
Исамутдинова Диляра Ташлановна

с. Рисовое, 2022 г

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке разработана в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 3 августа 2018
г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся», Указом Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703
«О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента
Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666», приказом Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в
редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576), Концепции
программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. №
1155-р, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р., авторской программой Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю. «Примерная
образовательная программа учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального
общего образования» (Москва, 2020 г.), ориентирована на работу по учебнометодическому комплексу «Школа России».
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований,
заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и
литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном языке в
рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют
свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером
курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в
разных регионах Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 6 декабря 2018 г.
№ 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента
Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, отмечается, что
«общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной
доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное
российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который
основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и
культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие
основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций
народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений
в единую российскую культуру». В соответствии с требованиями ФГОС НОО к
результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания
родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры,

средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования
представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в
систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной
самоидентификации.
В основу курса «Литературное чтение на родном языке» положена мысль о том,
что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и
передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» являются:
развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе
и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в
культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному
наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.
В программе курса «Литературное чтение на родном языке» представлено
содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику
русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей
России, с материальной и духовной культурой русского народа. Эти концептуальные
положения определяют особенности курса «Литературное чтение на родном языке»,
отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в предметную область
«Русский язык и литературное чтение».
Специфика курса «Литературное чтение на родном языке» реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи,
традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем
произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства:
особенности воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира; в) расширенному
историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие
от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику
лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений
русской литературы.
Русская литература обладает высочайшей степенью эмоционального воздействия
на внутренний мир младшего школьника, возможностями приобщения к гуманистическим
ценностям и культурно-историческому опыту своего народа. Обладая гуманистическим
потенциалом, русская литература помогает воспитанию школьников в духе
уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
овладению культурой межнационального общения.
Курс «Литературное чтение на родном языке», основанный на тех же принципах,
что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство младших
школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко отражены
духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи, традиции
русского народа.
Курс «Литературное чтение на родном языке» направлен на решение следующих
задач:
•
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества;

•
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского
народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;
формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
•
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
•
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
•
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для
речевого самосовершенствования;
•
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
•
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных
и письменных высказываний о прочитанном.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» тесно связан с
предметом «Родной (русский) язык». Изучение предмета «Литературное чтение на родном
языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и
коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к
представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемнотематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает
сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру
русского народа в их исторической взаимосвязи. Еще одной общей чертой двух курсов
является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребенка
младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных
произведений. Данная программа соотносится с «Примерной программой по учебному
предмету «Родной (русский) язык» для образовательных организаций, реализующих
программы начального общего образования» на уровне: целевых установок,
концептуальных основ построения курсов; принципов отбора содержания; координации
осваиваемых младшими школьниками ключевых понятий.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» не ущемляет права тех
школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому
учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как
время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в
предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание курса «Литературное чтение на родном языке» не предусматривает
дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс
предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших
школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской
литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют
обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и
русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и изучения младшим
школьникам произведения русской литературы отражают разные стороны духовной
культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание,
великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты изучения литературного чтения на родном языке в составе предметной
области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального

общего
образования,
сформулированным
в
федеральном
государственном
образовательном стандарте начального общего образования.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных
результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание
важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных
результатов:
1) познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить
свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения,
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных
результатов:
1)
Выпускник научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность
народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой
культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития;
для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной
самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской
литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки
героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста,

позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть
стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
2)
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать
художественную литературу как один из видов искусства,
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями
от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного)
произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкойи
пояснениями.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы
по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст
как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в

культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера,
справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера:
доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные
традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских
традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя,
его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и
др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение
словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ
текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚
принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков
русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского
народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках,
значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая
речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм;
рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной
речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных

произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста
на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин
русских художников.
Тематическое планирование
Блок
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Я взрослею
Я и моя семья

Количество
часов

Тема

21
5
4

Пишут не пером, а умом
Жизнь дана на добрые дела
В дружной семье и в холод
тепло

6

Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все
времена сынами сильна
Что мы Родиной зовём
О родной природе

6
13

Люди земли русской

3

Всякая душа празднику рада
Неразгаданная тайна — в чащах
леса…

Формы организации учебного предмета и
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы

4
6

основных видов

учебной

Календарно – тематическое планирование
№
п/
п

1
2

3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23

Раздел, тема урока

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (21 часа)
Я и книги.(5 часов)
Испокон века книга растит человека
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»
(фрагмент главы «Последовательные
воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого»
(глава «Книжка с картинками»).
Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею (4 ч)
Скромность красит человека.
Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом
марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов. «Ночь
исцеления».
И. С. Тургенев. «Голуби».
Я и моя семья (6 ч)
Такое разное детство
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы
«Маленький мир», «Мой первый «полет»).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы
«Маленький мир», «Мой первый «полет»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку»
(главы «Про печку»,«Про чистоту»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про
бабушку» (главы «Про печку»,«Про чистоту»).
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (6 ч)
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой
поляне» (фрагменты).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой
поляне» (фрагменты).
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Обобщение по разделу.
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (13ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (3
ч)
Люди земли русской
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава
«Каффа»).

Колво
час.

1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Дата по
плану

Дата по
факту

Примечание

24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой
судьбе» (глава «В школу»).
Что мы Родиной зовём (4 ч)
Широка страна моя родная
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе (6 ч)
Под дыханьем непогоды
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».
В. Д. Берестов. «Мороз».
А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы».
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Обобщение по разделу.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Лист коррекции рабочей программы
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректирующее мероприятие

Дата
проведения по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365)6529442

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».