02 - 05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и
физической культуры
Протокол № 01
от 24.08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказ № от 30.08.2022 г.
Рабочая программа
по математике
2 класс
на 2022/2023 учебный год
Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 01 от 30.08.2022 г
Составитель:
учитель начальных классов
Исамутдинова Диляра Ташлановна
с. Рисовое, 2022
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с федеральным
государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об
утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями), авторской программой М.И.
Моро, С.И. Волкова «Математика» (Математика. Рабочие программы. Предметная линия
учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Москва. «Просвещение», 2014 г.),
ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Школа России»и
Положения о рабочей программе учебного предмета (курса, дисциплины, модуля) (утв. Приказом
по школе № 92 от 06.05.2019 г.)
Основными целями начального обучения математике являются:
• Математическое развитие младших школьников.
• Формирование системы начальных математических знаний.
• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных
целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать,
описывать,
моделировать
и
объяснять
количественные
и
пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для
решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных
математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с
другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении
математических знаний.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во
2-м классе является формирование следующих умений:
−
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей
правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
−
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делатьвыбор, какой
поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения предмета «Математика» во 2-м классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
−
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
−
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
2
совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
−
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по
предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие
приборы и инструменты).
−
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
−
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
−
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи.
−
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и
в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
−
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
−
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
Коммуникативные УУД:
−
Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
−
Слушать и понимать речь других.
−
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
−
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Предметными результатами изучения предмета «Математика» во 2-м классе
являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до
100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев
сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения
операций умножения и деления;
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и
без них;
использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр,
сантиметр, килограмм;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания
чисел в пределах 100;
решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник,
пятиугольник,
шестиугольник,
многоугольник;
выделять
из
множества
четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
3
Содержание учебного предмета
учебно-воспитательного процесса лежат следующие
В основе
ценности
математики:
• понимание
математических
отношений
является
средством
познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений,
происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени,
образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
• математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах
являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники
архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
• владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической
логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность
(аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения,
опровергать или подтверждать истинность предположения).
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные
единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм,
центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц,
год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая,
сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов
и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения.
Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения,
умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и
сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения
относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения
действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения
числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о
порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного
сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на
однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности
вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий,
прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ±
28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их
значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных
выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0
∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе
соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и
результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение,
вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на
(в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости,
характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт
4
стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при
изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и
др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на
нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка,
схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже,
слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая),
отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник,
прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды
треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный
(равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для
выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние
геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод
одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной
длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра
прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный
миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный
километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением
величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой
диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых
выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и
выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и
слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности
математики:
• понимание
математических
отношений
является
средством
познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений,
происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени,
образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
• математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах
являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники
архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
5
• владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической
логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность
(аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения,
опровергать или подтверждать истинность предположения).
Тематический план
№
1
2
3
4
5
Тема
Числа от 1 до 100. Нумерация.
Сложение и вычитание.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление.
Умножение и деление. Табличное умножение и деление.
Итоговое повторение.
Всего
Кол-во часов
Рабочая программа
17
70
25
14
10
136
Формы организации проверочных работ:
• комбинированная контрольная работа;
• тест;
• математический диктант;
• контрольная работа (вычислительные навыки);
• контрольная работа (задачи).
Формы организации учебного предмета и
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
основных видов
учебной
6
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Тема уроков
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Нумерация (17 ч)
Знакомство с учебником. Повторение
изученного в 1 классе. Числа от 1 до 20.
Повторение: числа от 1 до 20 (решение частных
задач).
Десяток. Счет десятками. Образование и запись
чисел от 20 до 100.
Счет десятками. Образование и запись чисел от
20 до 100.
Поместное значение цифр в записи числа.
Однозначные и двузначные числа.
Миллиметр.
Миллиметр. Закрепление.
Проверочная работа № 1 по теме: «Числа от
1 до 100».
Анализ проверочной работы. Сотня.
Метр. Таблица единиц длины
Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 3 5, 35
- 30
Замена двузначного числа суммой разрядных
слагаемых (37 = 30 + 7)
Рубль. Копейка.
Закрепление (обобщение и систематизация
знаний).
Закрепление.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились».
Сложение и вычитание (20 ч)
Задачи, обратные данной.
Сумма и разность отрезков.
Задачи на нахождение неизвестного
уменьшаемого. Краткая запись задачи.
Схематический чертеж (модель) к текстовой
задаче.
Решение задач. Краткая запись задачи.
Схематический чертеж (модель) к текстовой
задаче. Математический диктант № 1.
Анализ математического диктанта. Закрепление
(обобщение и систематизация знаний).
Час. Минута. Определение времени по часам.
Длина ломаной.
Длина ломаной. Закрепление: решение задач на
нахождение неизвестного вычитаемого и
примеров изученных видов (обобщение и
систематизация знаний).
Числовые выражения. Порядок действий в
Кол
-во
час
Дата проведения
план
Примечание
факт
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
числовых выражениях. Скобки.
Числовые выражения. Порядок действий в
числовых выражениях. Скобки.
Сравнение числовых выражений.
Сравнение числовых выражений.
Периметр многоугольника.
Свойства сложения.
Применение переместительного и
сочетательного свойств сложения для
рационализации вычислений
Итоговая контрольная работа № 1
Анализ контрольной работы. Закрепление
(обобщение и систематизация знаний).
Повторение пройденного. Наш Проект:
«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет.
Узоры и орнаменты на посуде».
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились».
Повторение пройденного.
Сложение и вычитание (28 ч)
Подготовка к изучению устных приемов
сложения и вычитания.
Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36
+ 20, 60 + 18
Приемы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36
– 20, 36 – 22
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30
–7
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30
–7
Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24
Решение текстовых задач. Запись решения
выражением.
Закрепление устных приёмов вычисления.
Решение текстовых задач. Запись решения
выражением.
Закрепление. Решение текстовых задач. Запись
решения выражением.
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35
– 8.
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35
– 8.
Закрепление. Приемы вычислений для случаев
вида 26 + 7, 35 – 8.
Закрепление изученных приёмов вычислений.
Проверочная работа № 2 по теме:
«Письменные приёмы сложения и
вычитания»
Анализ проверочной работы. Закрепление
изученных приёмов вычислений.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
научились».
Буквенные выражения.
Буквенные выражения. Закрепление.
Уравнение. Решение уравнений методом
подбора неизвестного числа.
Уравнение. Закрепление решения уравнений,
примеров и задач изученных видов.
Проверка сложения.
Проверка вычитания.
Закрепление: решение уравнений, примеров и
задач изученных видов.
Закрепление. Решение задач.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились».
Закрепление решения уравнений, задач.
Итоговая контрольная работа № 2
Анализ контрольной работы. Закрепление
решения уравнений, задач.
Числа от 1 до 100
Сложение и вычитание (22 ч)
Письменные вычисления. Сложение вида 45 +
23.
Письменные вычисления. Вычитание вида 57 –
26 .
Проверка сложения и вычитания.
Закрепление. Проверка сложения и вычитания.
Решение примеров и задач изученных видов.
Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
Закрепление. Решение задач.
Письменные вычисления. Сложение вида 37 +
48, 37 + 53.
Письменные вычисления. Сложение вида 37 +
48, 37 + 53.
Прямоугольник.
Прямоугольник. Закрепление. Математический
диктант № 2.
Анализ математического диктанта. Письменный
прием сложения вида 87 + 13.
Закрепление: решение примеров и задач
изученных видов.
Письменные вычисления: сложение вида 32 + 8,
вычитание вида 40 – 8.
Вычитание вида 50 – 24. Закрепление
изученного.
Закрепление изученного.
Вычитание вида 52 – 24.
Закрепление. Решение задач.
Свойство противоположных сторон
прямоугольника.
Квадрат. Закрепление.
Проверочная работа № 3 по теме:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
«Письменные приемы сложения и
вычитания».
Анализ проверочной работы. Закрепление
письменных приёмов сложения и вычитания.
Проект «Оригами».
Закрепление письменных приемов сложения и
вычитания двухзначных чисел с переходом
через десяток.
Умножение и деление (25 ч)
Конкретный смысл действия умножение.
Закрепление знаний по раскрытию действия
умножения.
Прием умножения с использованием сложения.
Задачи, раскрывающие смысл действия
умножения.
Периметр прямоугольника.
Приемы умножения единицы и нуля.
Названия компонентов и результата действия
умножения.
Закрепление. Решение задач.
Переместительное свойство умножения .
Закрепление. Решение задач.
Конкретный смысл действия деления.
Закрепление. Задачи, раскрывающие смысл
действия деления .
Задачи, раскрывающие смысл действия деления.
Итоговая контрольная работа № 3
Анализ контрольной работы. Закрепление:
решение задач на умножение и деление
изученных видов.
Название компонентов и результата действия
деление.
Закрепление. Решение простых задач на деление
и умножение.
Решение задач.
Связь между компонентами и результатом
действия умножения.
Прием деления, основанный на связи между
компонентами и результатом умножения.
Приемы умножения и деления на 10.
Задачи с величинами: цена, количество,
стоимость.
Задачи на нахождение третьего слагаемого.
Проверочная работа № 4 по теме
« Умножение и деление».
Анализ проверочной работы. Задачи на
нахождение третьего слагаемого. Закрепление.
Табличное умножение и деление (14 ч)
Табличное умножение и деление. Умножение
числа 2 и на 2.
Табличное умножение и деление. Умножение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
числа 2 и на 2.
115. Табличное умножение и деление. Умножение
числа 2 и на 2.
116. Деление на 2.
117. Закрепление. Деление на 2.
118. Закрепление. Решение примеров и задач
изученных видов.
119. Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились».
120. Закрепление.
121. Умножение числа 3 и на 3.
122. Умножение числа 3 и на 3.
123. Деление на 3.
124. Деление на 3. Закрепление.
125. Закрепление. Решение примеров и задач.
126. Закрепление. Обобщение и систематизация
знаний.
Итоговое повторение «Что узнали, чему
научились во 2 классе» (10 ч)
127. Повторение изученного за год. Нумерация чисел
от 1 до 100.
128. Числовые и буквенные выражения.
129. Итоговая контрольная работа № 4 (контроль
знаний).
130. Анализ контрольной работы. Равенства,
неравенства, уравнения.
131. Сложение и вычитание. Свойства сложения.
132. Свойства сложения. Решение задач.
133. Повторение. Таблица сложения. Решение задач.
134. Единицы длины. Геометрические фигуры.
135. Математический КВН.
136. Итоговый урок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
Лист коррекции рабочей программы
№
п/п
Название
раздела, темы
Тема урока
Дата
проведения по
плану
Причина
Корректируюкорректировки
щее
мероприятие
Дата
проведения по
факту
12