Математика 2 класс

02 - 05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и
физической культуры
Протокол № 01
от 24.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказ № от 30.08.2022 г.

Рабочая программа
по математике
2 класс
на 2022/2023 учебный год

Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 01 от 30.08.2022 г

Составитель:
учитель начальных классов
Исамутдинова Диляра Ташлановна

с. Рисовое, 2022

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с федеральным
государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об
утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями), авторской программой М.И.
Моро, С.И. Волкова «Математика» (Математика. Рабочие программы. Предметная линия
учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Москва. «Просвещение», 2014 г.),
ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Школа России»и
Положения о рабочей программе учебного предмета (курса, дисциплины, модуля) (утв. Приказом
по школе № 92 от 06.05.2019 г.)

Основными целями начального обучения математике являются:
• Математическое развитие младших школьников.
• Формирование системы начальных математических знаний.
• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных
целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать,
описывать,
моделировать
и
объяснять
количественные
и
пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для
решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных
математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с
другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении
математических знаний.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во
2-м классе является формирование следующих умений:
−
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей
правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
−
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делатьвыбор, какой
поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения предмета «Математика» во 2-м классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
−
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
−
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

2

совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
−
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по
предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие
приборы и инструменты).
−
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
−
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
−
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи.
−
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и
в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
−
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
−
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
Коммуникативные УУД:
−
Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
−
Слушать и понимать речь других.
−
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
−
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Предметными результатами изучения предмета «Математика» во 2-м классе
являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до
100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев
сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения
операций умножения и деления;
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и
без них;
использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр,
сантиметр, килограмм;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания
чисел в пределах 100;
решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник,
пятиугольник,
шестиугольник,
многоугольник;
выделять
из
множества
четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).

3

Содержание учебного предмета
учебно-воспитательного процесса лежат следующие

В основе
ценности
математики:
• понимание
математических
отношений
является
средством
познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений,
происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени,
образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
• математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах
являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники
архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
• владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической
логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность
(аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения,
опровергать или подтверждать истинность предположения).
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные
единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм,
центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц,
год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая,
сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов
и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения.
Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения,
умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и
сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения
относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения
действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения
числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о
порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного
сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на
однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности
вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий,
прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ±
28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их
значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных
выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0
∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе
соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и
результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение,
вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на
(в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости,
характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт

4

стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при
изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и
др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на
нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка,
схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже,
слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая),
отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник,
прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды
треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный
(равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для
выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние
геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод
одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной
длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра
прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный
миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный
километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением
величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой
диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых
выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и
выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и
слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности
математики:
• понимание
математических
отношений
является
средством
познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений,
происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени,
образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
• математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах
являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники
архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

5

• владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической
логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность
(аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения,
опровергать или подтверждать истинность предположения).
Тематический план
№
1
2
3
4
5

Тема
Числа от 1 до 100. Нумерация.
Сложение и вычитание.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление.
Умножение и деление. Табличное умножение и деление.
Итоговое повторение.
Всего

Кол-во часов
Рабочая программа
17
70
25
14
10
136

Формы организации проверочных работ:
• комбинированная контрольная работа;
• тест;
• математический диктант;
• контрольная работа (вычислительные навыки);
• контрольная работа (задачи).
Формы организации учебного предмета и
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.

основных видов

учебной

6

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.

21.

22.
23.
24.
25.

26.

Тема уроков

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Нумерация (17 ч)
Знакомство с учебником. Повторение
изученного в 1 классе. Числа от 1 до 20.
Повторение: числа от 1 до 20 (решение частных
задач).
Десяток. Счет десятками. Образование и запись
чисел от 20 до 100.
Счет десятками. Образование и запись чисел от
20 до 100.
Поместное значение цифр в записи числа.
Однозначные и двузначные числа.
Миллиметр.
Миллиметр. Закрепление.
Проверочная работа № 1 по теме: «Числа от
1 до 100».
Анализ проверочной работы. Сотня.
Метр. Таблица единиц длины
Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 3 5, 35
- 30
Замена двузначного числа суммой разрядных
слагаемых (37 = 30 + 7)
Рубль. Копейка.
Закрепление (обобщение и систематизация
знаний).
Закрепление.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились».
Сложение и вычитание (20 ч)
Задачи, обратные данной.
Сумма и разность отрезков.
Задачи на нахождение неизвестного
уменьшаемого. Краткая запись задачи.
Схематический чертеж (модель) к текстовой
задаче.
Решение задач. Краткая запись задачи.
Схематический чертеж (модель) к текстовой
задаче. Математический диктант № 1.
Анализ математического диктанта. Закрепление
(обобщение и систематизация знаний).
Час. Минута. Определение времени по часам.
Длина ломаной.
Длина ломаной. Закрепление: решение задач на
нахождение неизвестного вычитаемого и
примеров изученных видов (обобщение и
систематизация знаний).
Числовые выражения. Порядок действий в

Кол
-во
час

Дата проведения
план

Примечание

факт

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1
1
1
1

1

7

27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.
34.
35.

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

46.
47.
48.
49.
50.
51.

52.
53.

числовых выражениях. Скобки.
Числовые выражения. Порядок действий в
числовых выражениях. Скобки.
Сравнение числовых выражений.
Сравнение числовых выражений.
Периметр многоугольника.
Свойства сложения.
Применение переместительного и
сочетательного свойств сложения для
рационализации вычислений
Итоговая контрольная работа № 1
Анализ контрольной работы. Закрепление
(обобщение и систематизация знаний).
Повторение пройденного. Наш Проект:
«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет.
Узоры и орнаменты на посуде».
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились».
Повторение пройденного.
Сложение и вычитание (28 ч)
Подготовка к изучению устных приемов
сложения и вычитания.
Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36
+ 20, 60 + 18
Приемы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36
– 20, 36 – 22
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30
–7
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30
–7
Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24
Решение текстовых задач. Запись решения
выражением.
Закрепление устных приёмов вычисления.
Решение текстовых задач. Запись решения
выражением.
Закрепление. Решение текстовых задач. Запись
решения выражением.
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35
– 8.
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35
– 8.
Закрепление. Приемы вычислений для случаев
вида 26 + 7, 35 – 8.
Закрепление изученных приёмов вычислений.
Проверочная работа № 2 по теме:
«Письменные приёмы сложения и
вычитания»
Анализ проверочной работы. Закрепление
изученных приёмов вычислений.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

8

54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.

66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.

научились».
Буквенные выражения.
Буквенные выражения. Закрепление.
Уравнение. Решение уравнений методом
подбора неизвестного числа.
Уравнение. Закрепление решения уравнений,
примеров и задач изученных видов.
Проверка сложения.
Проверка вычитания.
Закрепление: решение уравнений, примеров и
задач изученных видов.
Закрепление. Решение задач.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились».
Закрепление решения уравнений, задач.
Итоговая контрольная работа № 2
Анализ контрольной работы. Закрепление
решения уравнений, задач.
Числа от 1 до 100
Сложение и вычитание (22 ч)
Письменные вычисления. Сложение вида 45 +
23.
Письменные вычисления. Вычитание вида 57 –
26 .
Проверка сложения и вычитания.
Закрепление. Проверка сложения и вычитания.
Решение примеров и задач изученных видов.
Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
Закрепление. Решение задач.
Письменные вычисления. Сложение вида 37 +
48, 37 + 53.
Письменные вычисления. Сложение вида 37 +
48, 37 + 53.
Прямоугольник.
Прямоугольник. Закрепление. Математический
диктант № 2.
Анализ математического диктанта. Письменный
прием сложения вида 87 + 13.
Закрепление: решение примеров и задач
изученных видов.
Письменные вычисления: сложение вида 32 + 8,
вычитание вида 40 – 8.
Вычитание вида 50 – 24. Закрепление
изученного.
Закрепление изученного.
Вычитание вида 52 – 24.
Закрепление. Решение задач.
Свойство противоположных сторон
прямоугольника.
Квадрат. Закрепление.
Проверочная работа № 3 по теме:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9

86.

87.

88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.

113.
114.

«Письменные приемы сложения и
вычитания».
Анализ проверочной работы. Закрепление
письменных приёмов сложения и вычитания.
Проект «Оригами».
Закрепление письменных приемов сложения и
вычитания двухзначных чисел с переходом
через десяток.
Умножение и деление (25 ч)
Конкретный смысл действия умножение.
Закрепление знаний по раскрытию действия
умножения.
Прием умножения с использованием сложения.
Задачи, раскрывающие смысл действия
умножения.
Периметр прямоугольника.
Приемы умножения единицы и нуля.
Названия компонентов и результата действия
умножения.
Закрепление. Решение задач.
Переместительное свойство умножения .
Закрепление. Решение задач.
Конкретный смысл действия деления.
Закрепление. Задачи, раскрывающие смысл
действия деления .
Задачи, раскрывающие смысл действия деления.
Итоговая контрольная работа № 3
Анализ контрольной работы. Закрепление:
решение задач на умножение и деление
изученных видов.
Название компонентов и результата действия
деление.
Закрепление. Решение простых задач на деление
и умножение.
Решение задач.
Связь между компонентами и результатом
действия умножения.
Прием деления, основанный на связи между
компонентами и результатом умножения.
Приемы умножения и деления на 10.
Задачи с величинами: цена, количество,
стоимость.
Задачи на нахождение третьего слагаемого.
Проверочная работа № 4 по теме
« Умножение и деление».
Анализ проверочной работы. Задачи на
нахождение третьего слагаемого. Закрепление.
Табличное умножение и деление (14 ч)
Табличное умножение и деление. Умножение
числа 2 и на 2.
Табличное умножение и деление. Умножение

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

10

числа 2 и на 2.
115. Табличное умножение и деление. Умножение
числа 2 и на 2.
116. Деление на 2.
117. Закрепление. Деление на 2.
118. Закрепление. Решение примеров и задач
изученных видов.
119. Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились».
120. Закрепление.
121. Умножение числа 3 и на 3.
122. Умножение числа 3 и на 3.
123. Деление на 3.
124. Деление на 3. Закрепление.
125. Закрепление. Решение примеров и задач.
126. Закрепление. Обобщение и систематизация
знаний.
Итоговое повторение «Что узнали, чему
научились во 2 классе» (10 ч)
127. Повторение изученного за год. Нумерация чисел
от 1 до 100.
128. Числовые и буквенные выражения.
129. Итоговая контрольная работа № 4 (контроль
знаний).
130. Анализ контрольной работы. Равенства,
неравенства, уравнения.
131. Сложение и вычитание. Свойства сложения.
132. Свойства сложения. Решение задач.
133. Повторение. Таблица сложения. Решение задач.
134. Единицы длины. Геометрические фигуры.
135. Математический КВН.
136. Итоговый урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11

Лист коррекции рабочей программы
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
Корректируюкорректировки
щее
мероприятие

Дата
проведения по
факту

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365)6529442

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».