02 - 05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и
физической культуры
Протокол № 01
от 24.08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказ №120 от 30.08.2022 г.
Рабочая программа
по окружающему миру
на 2022/2023 учебный год- 3 класс
Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.
Составитель:
учитель начальных классов
Сорокоумова Елена Алексеевна
с. Рисовое, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», федеральным государственным стандартом
начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в
действие Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (с изменениями), авторской программой А.А.Плешакова
«Окружающий мир» (Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия
учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Москва. «Просвещение», 2014 г.),
ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Школа России» и
Положения о рабочей программе учебного предмета (курса, дисциплины, модуля) утв.
Приказом по школе № 92 от 06.05.2019г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
•
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я»
как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
•
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с
историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
•
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на
основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных
стран, в том числе стран зарубежной Европы;
•
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через
последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в
природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
•
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на
основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и
различного в политическом устройстве государств;
•
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ
безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
•
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца
ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные,
социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного
взаимодействия в природной среде и социуме;
•
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по
отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
•
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии,
знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов
России и разных стан мира;
•
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека,
его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
•
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами,
соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к
окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению,
в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
•
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах
органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в
квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической
безопасности в повседневной жизни;
•
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
•
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую
учителем;
•
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе
выполнения работы на различных этапах урока);
•
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
•
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений
для раскрытия темы, приводить примеры);
•
планировать свои действия в течение урока;
•
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой
на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;
•
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и критерии, заданные учителем;
•
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
•
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
•
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
•
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике,
рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
•
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и
научно-познавательной);
•
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и
схемы для решения учебных задач;
•
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
•
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с
выделением отличительных признаков;
•
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
•
сравнивать объекты по различным признакам;
•
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота
воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
•
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
•
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
•
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
•
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот
воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
•
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками,
проблем и вопросов;
•
формулировать ответы на вопросы;
•
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
•
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию
партнёра в общении;
•
признавать свои ошибки, озвучивать их;
•
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости,
я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
•
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
•
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учётом возрастных особенностей, норм);
•
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
•
составлять рассказ на заданную тему;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
•
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
•
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры
достопримечательностей этих городов;
•
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и
культуры;
•
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
•
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
•
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость
ответственного отношения к природе;
•
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать
проявления внутреннего мира человека;
•
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
•
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
•
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы,
моделировать круговорот воды в природе;
•
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и
другим изученным группам;
•
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
•
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их
с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
•
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
•
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для
поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
•
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем
органов человека;
•
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья;
•
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
•
вырабатывать правильную осанку;
•
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения
болезней;
•
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие
правила;
•
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
•
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки
разных групп, следовать их указаниям;
•
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть
скрытую опасность и избегать её;
•
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
•
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила
экологической безопасности в повседневной жизни;
•
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
•
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека,
необходимость бережного отношения к природным богатствам;
•
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
•
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
•
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты
налогов гражданами страны;
•
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
•
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие
экологические прогнозы;
•
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией
из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
•
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные,
добрососедские отношения между странами и народами;
•
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска
информации о человеке и обществе.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир? (6 ч)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения
и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва.
Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений.
Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие
животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение.
Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый
образ жизни.
Наша безопасность (7 ч)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа
и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (11 ч)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Полезные
ископаемые.
Растениеводство.
Животноводство.
Какая
бывает
промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет.
Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам (16 ч)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс.
В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам
мира.
Тематическое планирование
Название темы
Как устроен мир?
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествия по городам и странам
Всего:
Количество проверок
Вид работы
Итоговая
контрольная работа
Проверочная работа
Количество
4
3
Количество часов,
отводимых на
освоение темы
6
19
9
7
11
16
68
Формы организации учебного предмета и основных видов
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
учебнойдеятельности:
Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33
34
Тема урока
Как устроен мир (6 ч).
Природа.
Человек.
Проект «Богатства, отданные людям».
Общество.
Что такое экология.
Природа в опасности!
Проверочная работа № 1 по теме «Как
устроен мир».
Эта удивительная природа (19 ч).
Анализ проверочной работы.
Тела,
вещества,
частицы.
Разнообразие веществ.
Воздух и его охрана.
Вода.
Кол- Дата по
во
плану
часов
1
1
1
1
1
02.09.22г
07.09
09.09
14.09
16.09
1
21.09
23.09
1
1
1
1
28.09
30.09
05.10
Превращения и круговорот воды.
Берегите воду!
Как разрушаются камни.
Что такое почва.
Итоговая контрольная работа № 1 потеме:
«Эта удивительная природа».
Анализ итоговой контрольной работы.
Разнообразие растений.
Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений.
Охрана растений.
Разнообразие животных.
Кто есть кто? Проект «Разнообразие
природы родного края».
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.
В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
1
1
1
1
1
07.10
12.10
14.10
19.10
21.10
1
26.10
1
1
1
1
1
28.10
09.11
11.11
16.11
18.11
1
1
1
23.11
25.11
30.11
Проверочная работа № 2 по теме «Эта
удивительная природа».
Мы и наше здоровье ( 9 ч).
Организм человека.
Органы чувств.
Надёжная защита организма.
Опора тела и движение.
Наше питание. Проект «Школа кулинаров».
Дыхание и кровообращение.
Итоговая контрольная работа № 2 по теме:
«Мы и наше здоровье».
Анализ
итоговой
контрольной
работы.
Презентация проектов «Богатства, отданные
людям», «Разнообразие природы родного края»,
«Школа кулинаров».
Умей предупреждать болезни. Здоровый
образ жизни.
1
02.12
1
1
1
1
1
1
1
07.12
09.12
14.12
16.12
21.12
23.12
28.12
1
30.12
1
11.01.23г
Дата по
факту
Примечание
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Наша безопасность (8 ч).
Огонь, вода и газ.
Чтобы путь был счастливым.
Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает».
Опасные места.
Природа и наша безопасность.
Экологическая безопасность.
Проверочная работа № 2 по теме «Наша
безопасность».
Чему учит экономика (12 ч).
Анализ проверочной работы. Для чего нужна
экономика.
Природные богатства и труд людей – основа
экономики.
Полезные ископаемые.
Растениеводство.
Животноводство.
Какая бывает промышленность.
Проект «Экономика родного края».
Что такое деньги.
Итоговая контрольная работа № 3 по теме:
«Чему учит экономика».
Анализ итоговой контрольной работы .
Государственный бюджет.
Государственный бюджет.
Семейный бюджет.
Экономика и экология.
Путешествие по городам и странам
(14ч).
Золотое кольцо России.
Золотое кольцо России.
Проект «Музей путешествий».
Наши ближайшие соседи.
На севере Европы.
Что такое Бенилюкс.
В центре Европы.
По Франции и Великобритании (Франция).
На юге Европы.
По знаменитым местам мира.
Итоговая контрольная работа № 4 по
теме: «Путешествие по
городам
и
странам».
Анализ итоговой контрольной работы. По
знаменитым местам мира.
По знаменитым местам мира.
Презентация проектов «Кто нас защищает»,
«Экономика родного края», «Музей
путешествий».
1
1
1
1
1
1
1
13.01
18.01
20.01
25.01
27.01
01.02
03.02
08.02
1
10.02
1
1
1
1
1
1
1
15.02
17.02
22.02
03.03
10.03
15.03
17.03
1
29.03
1
1
1
1
31.03
05.04
07.04
12.04
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14.04
19.04
21.04
26.04
28.04
03.05
05.05
10.05
12.05
17.05
1
19.05
1
1
24.05
26.05
Лист коррекции рабочей программы
№
п/п
Название
раздела, темы
Тема урока
Дата
проведения по
плану
Причина
корректировки
Корректирующее
мероприятие
Дата
проведения по
факту