Окружающий мир 4 класс

02 - 05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и
физической культуры
Протокол № 01
от 24.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказ № 120 от 30.08.2022 г.

Рабочая программа
по окружающему миру
4 класс
на 2022/2023 учебный год

Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 01 от 30.08.2022 г.

Составитель:
учитель начальных классов
Исамутдинова Диляра Ташлановна

с. Рисовое, 2022 г.
1

Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 – 4
классы и примерной программы УМК «Школа России» ФГОС.
Успешность изучения курса «Окружающий мир» обеспечивает результативность по
другим предметам начальной школы.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Учащийся научится:
- осознавать себя членом общества и государства, чувствовать любовь к родной стране,
выражающейся в интересе к её природе, культуре;
- осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, культуры поведения и
взаимоотношений с окружающими.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать режим дня, ежедневно выполнять физзарядку и закаливание.
Метапредметные
регулятивные
учащийся научится:
- планировать свою деятельность и действовать по плану;
- адекватно воспринимать оценки, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в
учебной деятельности;
- принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться
- целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению
трудностей, искать способы преодоления трудностей.
Познавательные
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- строить сообщения в устной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
2

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и позиции других людей, разные интересы и обосновывать
собственную позицию.
Предметные
Учащийся научится:
- узнавать изученные объекты живой и неживой природы, наблюдать, исследовать явления
окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния
этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения.
Учащийся получит возможность научиться:
- овладеть основами практико-ориентировочных знаний о природе, человеке и обществе,
приобрести целостный взгляд на мир.
Содержание учебного предмета
•
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
•
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
•
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
•
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
•
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
•
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
•
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
•
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
•
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.
•
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
4 класс (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга
Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога.
Сокровища Земли под охраной человечества.
Природа России (10 ч)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона
арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного
моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)

3

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные
богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах.
Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время
рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история
продолжается сегодня.
Страницы истории России (20 ч)
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной
сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья.
Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года.
Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов.
Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия (9 ч)
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России.
Такие разные праздники. Путешествие по России.
Формы организации учебного предмета и основных видов учебной деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование разделов и тем
Земля и человечество
Природа России
Родной край – часть большой страны
Страницы всемирной истории
Страницы истории России
Современная Россия
Итого:

Учебные часы
9
10
15
5
20
9
68

Количество проверок
4 класс
Итоговая
контрольная 4
работа
Проверочная работа
4
Всего за год

8
Календарно- тематическое планирование

Приложение - 4 класс на 2022/2023 учебный год.

4

Календарно- тематическое планирование
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.
33

Тема уроков

Раздел «Земля и человечество» (9 ч).
Мир глазами астронома.
Планеты солнечной системы.
Звёздное небо – Великая книга природы.
Мир глазами географа.
Мир глазами историка.
Когда и где?
Мир глазами эколога.
Сокровища Земли под охраной человечества.
Понятие о всемирном наследии и его составных
частях.
Проверочная работа № 1 по теме: «Земля и
человечество».
Природа России (10 ч).
Равнины и горы России.
Моря, озёра и реки России.
Природные зоны России.
Зона арктических пустынь.
Тундра.
Итоговая контрольная работа № 1 за 1
четверть .
Леса России.
Лес и человек.
Зона степей.
Пустыни.
У Чёрного моря.
Раздел «Родной край – часть большой
страны» (15 ч).
Наш край.
Поверхность нашего края.
Водные богатства нашего края.
Наши подземные богатства.
Земля – кормилиц.
Проверочная работа № 2 по теме: «Родной
край-часть большой страны».
Жизнь леса.
Жизнь луга.
Жизнь в пресных водоёмах.
Экскурсии в природные сообщества родного
края. Природные сообщества, характерные для
края, где живут учащиеся.
Растениеводство в нашем крае.
Животноводство в нашем крае.
Итоговая контрольная работа № 2 за 2
четверть
Породы домашних животных. Отрасли
животноводства, развитие их в регионе.
Презентация проектов (по выбору).

Колво
часов

дата по
плану

дата по
факту

Примечание

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
5

34

35
36
37
38
39

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

52
53
54
55
56
57
58

59
60
61
62
63
64

65
66
67

68

Презентация проектов с демонстрацией
иллюстраций и других подготовленных
материалов.
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 ч).
Начало истории человечества.
Мир древности: далёкий и близкий.
Средние века: время рыцарей и замков.
Новое время: встреча Европы и Америки.
Новейшее время: история продолжается сегодня.
Проверочная работа № 3 по теме: «Страницы
Всемирной истории».
Раздел «Страницы истории России» (20 ч).
Жизнь древних славян.
Во времена Древней Руси.
Страна городов.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на русской земле.
Русь расправляет крылья.
Куликовская битва.
Иван Третий.
Мастера печатных дел.
Патриоты России.
Пётр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Итоговая контрольная работа № 3 за 3
четверть
Екатерина Великая.
Отечественная война 1812 года.
Страницы истории 19 века.
Россия вступает в 20 век.
Страницы истории 1920 – 1930-х годов.
Великая война и великая Победа.
Начало Великой Отечественной войны. Лозунг
«Всё для фронта, всё для Победы!» Блокада
Ленинграда.
Страна, открывшая путь в космос.
Раздел «Современная Россия» (9 ч).
Основной закон России и права человека.
Мы – граждане России.
Славные символы России.
Такие разные праздники.
Путешествие по России. Регионы и города
России, их история, важнейшие
достопримечательности. Народы России,
особенности их традиционной культуры.
Регионы и города России, их история,
важнейшие достопримечательности.
Итоговая контрольная работа № 4 за год
Народы России, особенности их традиционной
культуры. Знаменитые соотечественники,
уважение к их вкладу в историю и культуру
России.
Презентация проектов с демонстрацией
иллюстраций и других подготовленных

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

23.05
6

материалов.

7

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведения по
факту

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365)6529442

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».