02-05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и физической
культуры
Протокол № 01 от 24.08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказ №120 от 30.08.2022 г.
Рабочая программа
по родному языку (русскому)
на 2022/2023 учебный год- 3 класс
Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 1 от 31.08.2022 г.
Составитель:
учитель начальных классов
Сорокоумова Елена Алексеевна
с. Рисовое, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку разработана в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным
государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями), законом
Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807- I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона № 185- ФЗ); авторской программой Александровой О.М. (Русский родной язык. Примерные
рабочие программы. 1-4 классы. Москва.«Просвещение», 2020 г.), ориентирована на работу по учебнометодическому комплексу «Школа России» и Положения о рабочей программе учебного предмета (курса,
дисциплины, модуля) утв. Приказом по школе № 92 от 06.05.2019г.
Цели изучения учебного предмета «Родной (русский) язык».
Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана для функционирующих
в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка
предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы
ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех
школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели
курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение
на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации. В
соответствии с этим курс родного (русского)языка направлен на достижение следующих целей:
•
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и
языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
•
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и
русском речевом этикете;
•
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины
мира, отражённой в языке;
•
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
•
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
•
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных
представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов
России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о
национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других
народов нашей страны и мира. Содержание курса направлено на формирование
представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении
русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во
всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предмета «Родной (русский) язык» в 3-м классе должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями,
умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и
коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения
содержания учебного предмета «Родной (русский) язык» в 3-м классе. Предметные
результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне начального
общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце второго года изучения курса родного
(русского) языка в начальной школе обучающийся научится:
●
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда,
домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по
указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами; понимать значения фразеологических оборотов, связанных с
изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;
●
при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с
правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль
ударения; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться
учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться
орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
●
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать
этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть
правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные
приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение,
поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами
слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре
русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на
предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в
народных праздниках.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда –
ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя,
снега;названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие
музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и
фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица,
книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом
уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён
существительных).
Практическое
овладение
нормами
употребления
отдельных
грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм
множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа
слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного
употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных
(предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные,
имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках
изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах,связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации
(врамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы(в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).
Тематическое планирование
Название темы
Русский язык: прошлое
и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Итого:
Количество часов,
отводимых на освоение
темы
13 ч
10 ч
11 ч
34 ч
Формы организации учебного предмета и
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
основных видов
учебной
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол- Дата по
урока
во
плану
час.
Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч)
1.
Где путь прямой, там не езди по кривой.
1 02.09.22г
Пословицы, поговорки в современной
ситуации речевого общения.
2.
Кто друг прямой, тот брат родной. Слова,
1 09.09
связанные с особенностями мировосприятия и
отношений между людьми (правда – ложь, друг –
недруг, брат – братство – побратим).
3.
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
1 16.09
Слова, называющие природные явления.
Образныеназвания солнышка, дождя.
4.
Сошлись два друга – мороз да вьюга.
1 23.09
Образные названия мороза, вьюги.
5.
Ветер без крыльев летает. Образные
1 30.09
названия ветра.
6.
Какой лес без чудес. Образные названия
1 07.10
растений.
7.
Дело мастера боится. Слова, называющие
1
занятиялюдей (ямщик, извозчик, коробейник,
14.10
лавочник).
8.
Проектное задание: «Откуда в русском языке эта
1 21.10
фамилия»
9.
Заиграйте мои гусли. Слова, называющие
1 28.10
музыкальные инструменты (балалайка,
гусли,гармонь).
10.
Что ни город, то норов. Названия старинных
1
русских городов, сведения о происхождении этих
11.11
названий.
11.
У земли ясно солнце, у человека – слово.
1 18.11
Эпитетыи сравнения. Списывание отрывка
фольклорного текста с творческим заданием.
12.
Проектное задание: «История моего имени».
1 25.11
13.
Обобщение по разделу «Русский язык: прошлое 1
и настоящее».
02.12
Язык в действии (10 ч)
14.
Как правильно произносить слова.
1 09.12
15.
16.
17.
18.
Для чего нужны суффиксы. Многообразие
суффиксов как специфика русского языка.
Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок».
Какие особенности рода имён существительных
есть в русском языке. Специфика
грамматических категорий русского языка.
Все ли имена существительные «умеют»
изменяться по числам.
1
16.12
1
1
23.12
30.12
1
13.01.23г.
Дата по
факту
Примечание
33.
Как изменяются имена существительные во
множественном числе? Словоизменение
отдельныхформ множественного числа имен
существительных.
Редактирование письменных текстов с целью
исправления грамматических и орфографических
ошибок.
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Нормы правильного и точного употребления
предлогов.
Восстановление деформированного теста «Зяблик
с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими
дополнениями.
Обобщение по разделу «Язык в действии».
Секреты речи и текста (11 ч)
Особенности устного выступления.
Создание мини-доклада о народном промысле
«Дымковская игрушка».
Типы текста. Текст – рассуждение.
Сочинение-рассуждение по пословице
«Присолнышке тепло, при матушке
добро» с использованием различных
способов аргументации.
Учимся редактировать тексты.
Редактирование предложенных текстов с
цельюсовершенствования их содержания и
формы.
Текст – повествование. Структура текста.
Творческая работа. Создание заметки о
путешествии по городам России.
Творческая работа. Создание заметки о
посещении краеведческого музея.
Сочинение на тему «Как я провёл выходной день».
34.
Итоговая контрольная работа .
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
1
20.01
1
27.01
1
03.02
1
10.02
1
17.02
1
1
03.03
10.03
1
1
17.03
31.03
1
1
07.04
14.04
1
1
21.04
28.04
1
05.05
1
12.05
1
19.05
Лист коррекции рабочей программы
№
п/п
Название
раздела, темы
Тема урока
Дата
проведения по
плану
Причина
корректировки
Корректирующее
мероприятие
Дата
проведения по
факту