Русский язык 1 класс

02 - 05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и физической
культуры
Протокол № 01 от 24.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом №120 от 30.08.2022 г.

Рабочая программа
по русскому языку
на 2022/2023 учебный год- 1 класс

Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.

Составитель:
учитель начальных классов
Сорокоумова Елена Алексеевна

с. Рисовое, 2022 г.
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на 2022/2023 учебный год для обучающихся 1 класса
МБОУ Рисовский УВК разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, (далее- ФГОС НОО- 2021);
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам- образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 №442 (с
изменениями и дополнениями от 20.11.2020);
• Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 (с
изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
• Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699;
• концепции преподавания русского языка, утвержденной распоряжением
Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
• учебного плана начального образования, утвержденного приказом МБОУ Рисовский
УВК от 29.08.2022 №117 «О внесении изменений в основную образовательную
программу начального образования»;
• рабочей программы воспитания МБОУ Рисовский УВК (с изменениями), утв.
приказом МБОУ Рисовский УВК от 25.08.2022 №115;
• примерной рабочей программы
• УМК «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся:
•

Для педагога:
•

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс;

Для обучающихся:
•

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс;

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
2

•
•
•
•

Российская электронная школа (resh.edu.ru);
«Новая начальная школа 1–4»;
Образовательный ресурс «Начальная школа»;
«Учи.ру» — интерактивная образовательная онлайн платформа (uchi.ru);
Содержание учебного предмета

Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных
картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его
прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение
их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над
значением слова.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся
одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями:
построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых
и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная
произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Гласные
буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв «е», «ё», «ю», «я».
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое
чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение
слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших
прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению
целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание
письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным
почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится
с их произношением. Приемы и последовательность правильного списывания текста. Функция
небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Орфография и пунктуация
3

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных
после шипящих в сочетаниях «жи-ши» (в положении под ударением), «ча-ща», «чу-щу»;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички
животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце
предложения.
Систематический курс
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные
и безударные. Твердые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные
звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без
стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости согласных звуков
буквами «а», «о», «у», «ы», «э»; слова с буквой «э». Обозначение на письме мягкости
согласных звуков буквами «е», «ё», «ю», «я», «и». Функции букв «е», «ё», «ю», «я». Мягкий
знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол»,
«конь». Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский
алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для
упорядочения списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом
в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета,
действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над
сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых
вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений
из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
• раздельное написание слов в предложении;
• прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах
и фамилиях людей, кличках животных;
• перенос слов (без учета морфемного членения слова);
• гласные после шипящих в сочетаниях «жи-ши» (в положении под ударением), «чаща», «чу-щу»;
• сочетания «чк», «чн»;
• слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
4

•

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки. Алгоритм списывания текста.

Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного
общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание
аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Планируемые результаты освоения программы
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты.
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения народов России;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
• уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров
из художественных произведений;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отраженных
в художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
• признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный
и читательский опыт;
• проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка).
Эстетического воспитание:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
• стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения
и самовыражения.
Физическое воспитание:
5

формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
• бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
•

осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из художественных произведений.

Экологического воспитание:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценность научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной
картины мира);
• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
• сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.);
устанавливать аналогии языковых единиц;
• объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку;
• определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
• находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий
при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции
при анализе языковых единиц;
• выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
• устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:

6

•
•
•
•

•

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:
• выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
• согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию
в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа ее проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
• соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова,
о происхождении слова, о синонимах слова);
• анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
• понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)
в соответствии с речевой ситуацией;
• готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного
задания;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
7

•

выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
• соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
• находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
• формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
• выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
К концу обучения в 1-м классе обучающийся научится:
• различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
• вычленять звуки из слова;
• различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук
[й’] и гласный звук [и]);
• различать ударные и безударные гласные звуки;
• различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
• различать понятия «звук» и «буква»;
• определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова
без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
• обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами «е», «ё», «ю», «я»
•

и буквой «ь»

в конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание
последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка
слов;
• писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные
буквы, соединения букв, слова;
• применять изученные правила правописания: раздельное написание слов
в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный
и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах
собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые
•
•

8

случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих
в сочетаниях «жи-ши»
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

(в положении под ударением), «ча-ща», «чу-щу»; непроверяемые гласные
и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты
объемом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из трех–
пяти слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится
с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации
и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3–5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Тематическое планирование

№
п/п

Тема/раздел

Количеств
о
академичес Количество
ких часов, оценочных
отводимых процедур
на освоени
е темы

ЭОР и ЦОР

Деятельность
учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (100 часов)
1. Развитие речи (3 часа)
1.1 Составление
3
небольших
рассказов
повествовательног
о характера
по серии
сюжетных
картинок,
материалам
собственных игр,
занятий,
наблюдений

0

Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/3766/star
t/179350/
Электронное приложение к
учебнику «Азбука»

Установление
доверительных
отношений
с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований
и просьб учителя,
привлечению
их внимания
к обсуждаемой
на уроке
информации,
активизации
9

их познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины
и самоорганизации
;
привлечение
внимания
обучающихся
к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация
их работы
с получаемой
на уроке социально
значимой
информацией;
включение в урок
игровых процедур,
с целью
поддержания
мотивации
обучающихся
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в классе;
<...>
2. Фонетика (27 часов)
2.1 Звуки речи.
Интонационное

5

0

Электронная форма
учебника,

Побуждение
обучающихся
10

выделение звука
в слове.
Определение
частотного звука
в стихотворении.
Называние слов
с заданным
звуком.
Дифференциация
близких
по акустикоартикуляционным
признакам звуков
2.2 Установление
4
последовательност
и звуков в слове
и количества
звуков.
Сопоставление
слов,
различающихся
одним или
несколькими
звуками. Звуковой
анализ слова,
работа
со звуковыми
моделями:
построение модели
звукового состава
слова, подбор
слов,
соответствующих
заданной модели

библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
https://resh.edu.ru/subject/13/1/
Электронное приложение к
учебнику «Азбука»

соблюдать
на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины
и самоорганизации
;
включение в урок
игровых процедур,
с целью
поддержания
мотивации
обучающихся
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в классе;
<...>

2.3 Особенность
5
гласных звуков.
Особенность
согласных звуков.
Различение
гласных
и согласных
звуков.
Определение места
ударения.
11

Различение
гласных ударных
и безударных.
Ударный слог
2.4 Твердость
4
и мягкость
согласных звуков
как
смыслоразличител
ьная функция.
Различение
твердых и мягких
согласных звуков
2.5 Дифференциация
парных
по твердостимягкости
согласных звуков.
Дифференциация
парных
по звонкостиглухости звуков
(без введения
терминов
«звонкость»,
«глухость»)

5

2.6 Слог как
минимальная
произносительная
единица.
Слогообразующая
функция гласных
звуков.
Определение
количества слогов
в слове. Деление
слов на слоги
(простые
однозначные
случаи)
3. Письмо. Орфография и пунктуация (70 часов)
3.1 Развитие мелкой
моторики пальцев

7

0
Электронная форма

Привлечение
внимания
12

и движения руки.
Развитие умения
ориентироваться
на пространстве
листа в тетради
и на пространстве
классной доски.
Усвоение
гигиенических
требований,
которые
необходимо
соблюдать
во время письма

учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6
250/conspect/189
136/
Электронное приложение к
учебнику «Азбука»

3.2 Письмо под
7
диктовку слов
и предложений,
написание
которых
не расходится
с их произношение
м
3.3 Усвоение приемов 7
последовательност
и правильного
списывания текста
3.4 Понимание
функции
небуквенных
графических
средств: пробела
между словами,
знака переноса

7

3.5 Знакомство
7
с правилами
правописания
и их применением:
раздельное
написание слов

обучающихся
к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация
их работы
с получаемой
на уроке социально
значимой
информацией;
применение
на уроке
интерактивных
форм работы
с обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
включение в урок
игровых процедур
с целью
поддержания
мотивации
обучающихся
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в классе;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;
<...>

3.6 Знакомство
7
с правилами
правописания
и их применением:
13

обозначение
гласных после
шипящих
в сочетаниях «жиши» (в положении
под ударением)
3.7 Знакомство
7
с правилами
правописания
и их применением:
«ча-ща», «чу-щу»
3.8 Знакомство
7
с правилами
правописания
и их применением:
прописная буква
в начале
предложения,
в именах
собственных
(имена людей,
клички животных)
3.9 Знакомство
7
с правилами
правописания
и их применением:
перенос слов
по слогам без
стечения
согласных
3.1 Знакомство
7
0 с правилами
правописания
и их применением:
знаки препинания
в конце
предложения
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС (65 часов)
1. Общие сведения о языке (1 час)
1.1 Язык как основное 1
средство
человеческого

0

Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.

Привлечение
внимания
обучающихся
14

общения.
Осознание целей
и ситуаций
общения

Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
https://resh.edu.ru/subject/13/
Электронное приложение к
учебнику «Азбука»

к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация
их работы
с получаемой
на уроке социально
значимой
информацией;

2. Фонетика (4 часа)
2.1 Звуки речи.
1
Гласные
и согласные звуки,
их различение.
Ударение в слове.
Гласные ударные
и безударные.
Твердые и мягкие
согласные звуки,
их различение
2.2 Звонкие и глухие 1
согласные звуки,
их различение.
Согласный
звук[й’] и гласный
звук [и].
Шипящие [ж], [ш],
[ч’], [щ’]
2.3 Слог. Определение 2
количества слогов
в слове. Ударный
слог. Деление слов
на слоги (простые
случаи, без
стечения
согласных)

0

Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6
415/start/120018/
Электронное приложение к
учебнику «Азбука»

Привлечение
внимания
обучающихся
к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация
их работы
с получаемой
на уроке социально
значимой
информацией;
демонстрация
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и добросердечност
и через подбор
соответствующих
текстов;
включение в урок
игровых процедур
с целью
поддержания
мотивации
обучающихся
к получению
знаний,
налаживанию
15

позитивных
межличностных
отношений
в классе;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;
<...>
3. Графика (4 часа)
3.1 Звук и буква.
1
Различение звуков
и букв.
Обозначение
на письме
твердости
согласных звуков
буквами «а», «о»,
«у», «ы», «э»;
слова с буквой «э».
Обозначение
на письме
мягкости
согласных звуков
буквами «е», «ё»,
«ю», «я», «и».
Функции букв «е»,
«ё», «ю», «я».
Мягкий знак как
показатель
мягкости
предшествующего
согласного звука
в конце слова
3.2 Установление
соотношения
звукового
и буквенного
состава слова
в словах типа
«стол», «конь»

1

3.3 Использование

1

0

Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6
416/start/282744/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6
383/start/213721/

Применение
на уроке
интерактивных
форм работы
с обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
включение в урок
игровых процедур
с целью
поддержания
мотивации
обучающихся
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в классе;
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета
через
демонстрацию
обучающимся
примеров
16

небуквенных
графических
средств: пробела
между словами,
знака переноса

ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и добросердечност
и, через подбор
соответствующих
текстов для чтения;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;
<...>

3.4 Русский алфавит: 1
правильное
название букв,
знание их
последовательност
и. Использование
алфавита для
упорядочения
списка слов
4. Лексика и морфология (12 часов)
4.1 Слово как единица 4
языка
(ознакомление)
4.2 Слово как
4
название предмета,
признака
предмета,
действия предмета
(ознакомление)
4.3 Выявление слов,
4
значение которых
требует уточнения

0

Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6
423/start/180284 /
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6
421/start/299577 /

Привлечение
внимания
обучающихся
к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация
их работы
с получаемой
на уроке социально
значимой
информацией;
демонстрация
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и добросердечност
и через подбор
соответствующих
текстов для чтения;
применение
на уроке
интерактивных
форм работы
17

с обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;
<...>
5. Синтаксис (5 часов)
5.1 Предложение как
единица языка
(ознакомление).
Слово,
предложение
(наблюдение над
сходством
и различием)

2

Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3
615/start/213654/

5.2 Установление
1
связи слов
в предложении при
помощи
смысловых
вопросов
5.3 Восстановление
1
деформированных
предложений
5.4 Составление
предложений
из набора форм
слов

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6
414/start/188736
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6
418/start/284889/

Применение
на уроке
интерактивных
форм работы
с обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета
через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и добросердечност
и, через подбор
соответствующих
текстов для чтения;
<...>
18

6. Орфография и пунктуация (14 часов)
6.1 Ознакомление
с правилами
правописания
и их применение:
раздельное
написание слов
в предложении;
прописная буква
в начале
предложения
и в именах
собственных:
в именах
и фамилиях
людей, кличках
животных;
перенос слов (без
учета
морфемного
членения слова);
гласные после
шипящих
в сочетаниях
«жиши» (в положени
и под
ударением), «чаща», «чу-щу»;
сочетания «чк»,
«чн»;
слова
с непроверяемым
и гласными
и согласными
(перечень слов
в орфографическ
ом словаре
учебника);
знаки
препинания
в конце
предложения:
точка,
вопросительный
и восклицательн
ый знаки

9

0

Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/6006/start/220105/
https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/4223/start/129970/
https://uchebnik.mos.ru/moderat
or_materials/material_view/atomi
c_objects/2367679
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3
742/start/179531/

Привлечение
внимания
обучающихся
к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация
их работы
с получаемой
на уроке социально
значимой
информацией;
применение
на уроке
интерактивных
форм работы
с обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;
<...>

6.2 Усвоение
5
алгоритма
списывания текста
19

7. Развитие речи (10 часов)
7.1 Речь как основная
форма общения
между людьми

2

7.2 Текст как единица
речи
(ознакомление)

2

0

7.3 Осознание
2
ситуации общения:
с какой целью,
с кем и где
происходит
общение

Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3
581/start/179687 /

7.4 Ситуации устного 2
общения (чтение
диалогов по ролям,
просмотр
видеоматериалов,
прослушивание
аудиозаписи)
7.5 Овладение
нормами речевого
этикета
в ситуациях
учебного
и бытового
общения
(приветствие,
прощание,
извинение,
благодарность,
обращение
с просьбой)

8

Резервное время

Итого

2

15

<...>

165

0

<...>

Использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета
через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и добросердечност
и, через подбор
соответствующих
текстов для чтения;
включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в классе, помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы
во время урока;
<...>
<...>

20

Календарно-тематический план
№
уро
ка

Тема урока

Колво
часов

Дата по
плану

Дата по

Примечание

факту

Обучение грамоте (100 ч)
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Работа с серией сюжетных
картинок.
Пропись.
Ориентирование
на
странице прописей
Составление
рассказов
(устно)
по
собственным
наблюдениям,
по
сюжетным картинкам на
разные темы. Отработка
алгоритма действий на
странице прописей
Составление рассказов (устно)
по собственным
наблюдениям,по сюжетным
картинкам на разные темы.
Наклонные и волнистые линии
Составление рассказов
(устно) по собственным
наблюдениям,
по
сюжетным картинкам на
разные темы.
Письмо полуовалов.
Составление рассказов (устно)
по собственным наблюдениям
по сюжетным картинкам на
разные темы. Письмо овалов.
Составление рассказов(устно)
по собственным наблюдениям,
по сюжетным картинкам на
разные темы. Наклонные и
волнистые линии.
Составление
рассказов
(устно)
по
собственным
наблюдениям,
по
сюжетным картинкам на
разные темы.
Линии сложной конфигурации
Составление рассказов
(устно) по собственным
наблюдениям,
по
сюжетным картинкам на
разные темы
Наклонные линии с
закруглением влево, вправо
Выполнение графического
задания
при работе

1

01.09.22

1

02.09

1

05.09

06.09
1

1

07.09

1

08.09

1

09.09

1

12.09

1

13.09
21

10.

11.
12.

13.

14.
15.

16.
17.

18.
19.

20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

с рисунками
Различение слова и
предложения.
Линии
сложной конфигурации
Слово как единица языка и речи
(ознакомление)
Речевой этикет: слова
приветствия, прощания,
извинения
Слово, предложение
(наблюдение над сходством и
различием).
Установление связи слов в
предложении при помощи
смысловых вопросов
Письмо
строчной
и
заглавной букв А, а
Закрепление зрительного
образа строчной и заглавной
букв А,а
Письмо строчной и заглавной
буквы Оо
Закрепление зрительного
образа строчной и заглавной
букв О,о
Письмо строчной и заглавной
буквы Ии
Закрепление зрительного
образа строчной
и
заглавной букв И,и
Письмо строчной ы
Письмо слов с изученными
буквами
Письмо строчной и заглавной
букв У,у
Закрепление
зрительного
образа строчной и заглавной
букв У,у
Письмо строчной и заглавной
букв Н,н
Письмо слов и предложений с
буквами Н,н
Письмо строчной и заглавной
букв С,с
Письмо слов и предложений с
буквами С,с
Письмо строчной и заглавной
букв К,к
Письмо слов и предложений с
буквами К,к
Письмо строчной и заглавной
букв Т,т

1

14.09

1

15.09

1

16.09

1

19.09

1

20.09

1

21.09
1

22.09
1

1

23.09
26.09

1

27.09

1

1

28.09
29.09

1

30.09

1

03.10

1

04.10

1

05.10

1

06.10

1

07.10

1

10.10

1

11.10

1

12.10
22

31. Письмо слов и предложений с
буквами Т,т
32. Письмо строчной и заглавной
букв Л.л
33. Письмо слов и предложений с
буквами Л,л
34. Письмо строчной и заглавной
букв Р,р
35. Письмо слов и предложений с
буквами Р,р
36. Письмо строчной и заглавной
букв В,в
37. Письмо слов и предложений с
буквами В.в
38. Письмо строчной и заглавной
букв Е,е
39. Письмо слов и предложений с
буквами Е,е
40. Письмо строчной и заглавной
букв П,п
41. Письмо слов и предложений с
буквами П,п
42. Повторение изученного.
Письмо слов и предложений с
Пп
43. Письмо строчной и заглавной
буквы Мм
44. Письмо слов и предложений с
буквами М,м
45. Письмо строчной и заглавной
букв З,з
46. Письмо слов и предложений с
буквами З,з
47. Письмо слов и предложений
с буквами С,с– З,з
48. Письмо строчной и заглавной
букв Б,б
49. Письмо слов и предложений с
буквами Б,б
50. Письмо слов и предложений с
буквами П,п - Б,б
51. Списывание слов и
предложений с изученными
буквами.
52. Письмо строчной и заглавной
букв Д,д
53. Письмо слов и предложений с
буквами Д.д

1

13.10

1

14.10

1

17.10

1

18.10

1

19.10

1

20.10

1

21.10

1

24.10

1

25.10

1

26.10

1

27.10

1

28.10

1

07.11

1

08.11

1

09.11

1

10.11

1
1

11.11
14.11

1

15.11

1

16.11

1

17.11

1

18.11

1

21.11
Письмо слов и предложений
с буквами Т,т – Д.д
55. Письмо строчной буквы я
54.

1
1

22.11
23.11
23

56. Письмо заглавной буквы Я
57. Письмо слов и предложений с
буквами Я,я
58. Дифференциация букв а-я на
письме

1
1

59. Письмо строчной и заглавной
букв Г,г.
60. Письмо слов и
предложений с буквами Г,г
61. Письмо слов и предложений с
буквами К,к и Г,г
62. Письмо строчной и заглавной
букв Ч,ч

1

28.11
29.11

1

30.11

1

01.12

63. Письмо слов и предложений с
буквами Ч,ч.
64. Правописание сочетаний ча-чу
65. Письмо буквы ь
66. Письмо слов и предложений с
буквой ь
67. Использование буквы ь при
письме
68. Письмо строчной и заглавной
букв Ш,ш
69. Письмо слов и предложений с
буквами Ш,ш
70. Правописание сочетания ши
71. Письмо строчной и заглавной
букв Ж,ж
72. Письмо слов и предложений с
буквами Ж,ж
73. Правописание сочетания жи

1

74. Правописание сочетаний жи-ши
75. Письмо строчноё и заглавной
букв Ё,ё
76. Письмо слов и предложений с
буквами Ё,ё
77. Правописание сочетаний ча-чу,
жи-ши
78. Письмо слов и предложений с
сочетаниями ча-чу, жи-ши
79. Письмо букв Й,й
80. Письмо слов и предложений с
буквами Й,й
81. Письмо строчной и заглавной
букв Х,х
82. Письмо слов и предложений с
буквами Х,х
83. Закрепление написания
предложений с изученными

1
1

24.11
25.11

1

1

1
1
1

02.12
05.12
06.12
07.12

1

08.12
09.12

1

12.12

1
1
1

13.12
14.12
15.12

1

16.12

1

19.12
20.12

1

21.12
22.12

1

23.12

1

26.12

1
1

27.12
28.12

1
1

29.12
30.12

1

24

буквами
84. Закрепление написания
предложений с изученными
буквами
85. Письмо строчной буквы ю
86. Письмо заглавной буквы Ю
87. Письмо слов и предложений с
буквами Ю,ю
88. Дифференциация букв у-ю
на письме
89. Письмо строчной и заглавной
букв Ц,ц
90. Письмо слов и предложений с
буквами Ц,ц
91. Письмо строчной и заглавной
букв Э,э
92. Письмо слов и предложений с
буквами Э.э
93. Письмо строчной и заглавной
букв Щ,щ
94. Письмо слов и предложений с
буквами Щ,щ
95. Дифференциация букв ц-ч- щ
на письме
96. Письмо слов и предложений с
буквами ц- ч-щ
97. Правописание сочетаний ча-ща,
чу-щу
98. Правописание сочетаний жиши, ча-ща, чу-щу
99. Письмо строчной и заглавной
букв Ф,ф
100. Письмо слов и предложений с
буквами Ф,ф
101. Дифференциация букв в – ф на
письме
102. Письмо буквы ъ
103. Дифференциация букв ь – ъ на
письме
104. Написание слов и предложений
с буквами ь, ъ
105. Закрепление написания всех
букв русского алфавита
106. Преобразование печатного
шрифта в письменный.
Списывание
107. Упражнения по выработке
каллиграфически правильного
письма
108. Письмо слов с сочетаниями чк,
чн, чт

1

09.01.23
г.
10.01

1
1
1

11.01
12.01
13.01

1

16.01

1
1

17.01
18.01

1
1

19.01
20.01

1

23.01

1

24.01

1

25.01

1

26.01

1

27.01

1
1

30.01
31.01

1

01.02

1

02.02

1
1

03.02
06.02

1

07.02

1

08.02

1

09.02

1

10.02

1

13.02
25

109. Правописание слов с буквами е,
ё, ю, я
110. Закрепление написания слов,
предложений с изученными
буквами. Текст и предложение
111. Систематический курс (65 ч)
Язык как основное средство
человеческого общения. Цели и
ситуации общения.
112. Звуки речи. Гласные
и согласные звуки,
их различение. Ударение
в слове. Гласные ударные
и безударные. Твердые и мягкие
согласные звуки, их различение
113. Звонкие и глухие согласные
звуки, их различение.
Согласный звук[й’] и гласный
звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’],
[щ’]
114. Слог. Определение количества
слогов в слове. Ударный слог.
Деление слов на слоги (простые
случаи, без стечения согласных)
115. Слог. Определение количества
слогов в слове. Ударный слог.
Деление слов на слоги (простые
случаи, без стечения согласных)
116. Звук и буква. Различение звуков
и букв. Обозначение на письме
твердости согласных звуков
буквами «а», «о», «у», «ы», «э»;
слова с буквой «э».
Обозначение на письме
мягкости согласных звуков
буквами «е», «ё», «ю», «я», «и».
Функции букв «е», «ё», «ю»,
«я». Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего
согласного звука в конце слова
117. Установление соотношения
звукового и буквенного состава
слова в словах типа «стол»,
«конь»
118. Использование небуквенных
графических средств: пробела
между словами, знака переноса
119. Русский алфавит: правильное
название букв, знание их
последовательности.
Использование алфавита для

1

14.02

1

15.02

16.02
1
1

17.02

1

27.02

1

28.02

1

01.03

1

02.03

1

03.03

1

06.03

1

07.03

26

120.
121.
122.
123.
124.

125.

126.

127.

128.
129.
130.
131.
132.

133.

134.

135.

136.
137.

упорядочения списка слов
Слово как единица языка
(ознакомление)
Слово как единица языка
(ознакомление)
Слово как единица языка
(ознакомление)
Слово как единица языка
(ознакомление)
Слово как название предмета,
признака предмета, действия
предмета (ознакомление)
Слово как название предмета,
признака предмета, действия
предмета (ознакомление)
Слово как название предмета,
признака предмета, действия
предмета (ознакомление)
Слово как название предмета,
признака предмета, действия
предмета (ознакомление)
Выявление слов, значение
которых требует уточнения
Выявление слов, значение
которых требует уточнения
Выявление слов, значение
которых требует уточнения
Выявление слов, значение
которых требует уточнения
Предложение как единица
языка (ознакомление). Слово,
предложение (наблюдение над
сходством и различием)
Предложение как единица
языка (ознакомление). Слово,
предложение (наблюдение над
сходством и различием)
Установление связи слов
в предложении при помощи
смысловых вопросов
Восстановление
деформированных
предложений
Составление предложений
из набора форм слов
Ознакомление с правилами
правописания и их применение:
раздельное написание слов
в предложении.

1

09.03

1

10.03

1
1

13.03
14.03

1

15.03

1

16.03

1

17.03

1

27.03

1

28.03

1

29.03

1
1

30.03
31.03

1

03.04

1

04.04

1

1

05.04
06.04

1

07.04

1

10.04

27

138. Прописная буква в начале
предложения и в именах
собственных: в именах
и фамилиях людей, кличках
животных
139. Прописная буква в начале
предложения и в именах
собственных: в именах
и фамилиях людей, кличках
животных
140. Перенос слов (без учета
морфемного членения слова).
141. Перенос слов (без учета
морфемного членения слова).
142. Гласные после шипящих
в сочетаниях «жи ши» (в положении под
ударением), «ча-ща», «чу-щу»
143. Сочетания «чк», «чн»

1

144. Слова с непроверяемыми
гласными и согласными
(перечень слов
в орфографическом словаре
учебника)
145. Знаки препинания в конце
предложения: точка,
вопросительный
и восклицательный знаки
146. Усвоение алгоритма
списывания текста
147. Усвоение алгоритма
списывания текста
148. Усвоение алгоритма
списывания текста
149. Усвоение алгоритма
списывания текста
150. Усвоение алгоритма
списывания текста
151. Речь как основная форма
общения между людьми
152. Речь как основная форма
общения между людьми
153. Текст как единица речи
(ознакомление)
154. Текст как единица речи
(ознакомление)
155. Осознание ситуации общения:
с какой целью, с кем и где
происходит общение
156. Осознание ситуации общения:

1

19.04
20.04

1

21.04

1

24.04

11.04

1

12.04

1
1

13.04
14.04

1

18.04

1

1
1

25.04
26.04

1
1

27.04
28.04

1
1

02.05
03.05

1

04.05

1

05.05

1

10.05
1

11.05
28

157.

158.

159.

160.

161.

162.

163.

164.

165.

с какой целью, с кем и где
происходит общение
Ситуации устного общения
(чтение диалогов по ролям,
просмотр видеоматериалов,
прослушивание аудиозаписи)
Ситуации устного общения
(чтение диалогов по ролям,
просмотр видеоматериалов,
прослушивание аудиозаписи)
Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного
и бытового общения
(приветствие, прощание,
извинение, благодарность,
обращение с просьбой)
Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного
и бытового общения
(приветствие, прощание,
извинение, благодарность,
обращение с просьбой)
Речевая ситуация:
уточнение значения
незнакомых слов
Русский алфавит: правильное
название букв, знание их
последовательности.
Использование алфавита для
работы со словарём
Русский алфавит: правильное
название букв, знание их
последовательности.
Использование алфавита для
работы со словарём
Русский алфавит: правильное
название букв, знание их
последовательности.
Использование алфавита для
работы со словарём
Знакомство со словами,
близкими по значению

1

12.05

1

15.05

1

16.05

1

17.05

1

18.05

1

19.05

1

22.05

1

23.05

1

24.05

29

Лист коррекции рабочей программы
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема
урока

Дата
проведения по
плану

Причина
КорректируюДата
корректировки
щее
проведемероприятие
ния по
факту

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365)6529442

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».