Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и
физической культуры
Протокол № 01
от 24.08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Рисовский УВК
__________А.А. Крайнюк
приказ № 177 от 01.09.2022г.
Рабочая программа
по физической культуре
4 класс
на 2022/2023 учебный год
Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК Протокол №
«___» _____________ 2022 г.
Составитель:
учитель начальных классов
Исамутдинова Диляра Ташлановна
с. Рисовое, 2022 г.
Пояснительная записка
1
Рабочая программа по физической культуре разработана в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», федеральным государственным стандартом
начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (с изменениями), авторской программой В.И.Ляха «Физическая культура»
(Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы
«Школа России». 1-4 классы. Москва. «Просвещение», 2014 г.), ориентирована на работу
по учебно-методическому комплексу «Школа России» и Положения о рабочей программе
учебного предмета (курса, дисциплины, модуля) (утв. Приказом по школе № 92 от
06.05.2019 г.)
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование
двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной
деятельности;
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение
разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других
физических упражнений общеразвивающей направленности;
формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в
режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в
условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и
развития (рост, вес, пульс и т.д.).
В соответствии с требованиями учебной программы по физическому
воспитанию главными задачами для учителя являются:
укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому
развитию;
развитие координационных способностей;
формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
воспитание морально-волевых качеств;
воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
•
•
•
•
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль
и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической
культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом
для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта)
положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и
социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные
физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать
их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в
2
•
•
•
•
•
•
•
•
помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и
предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной
деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической
подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в
соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать
правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности
(сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их
динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней
гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных
занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического
развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по
развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
•
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и
осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая,
средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
•
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального
развития основных физических качеств;
•
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
•
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
•
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие
перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);
•
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски
мяча разного веса и объёма);
•
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной
функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
•
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
•
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические
комбинации;
•
играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
•
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
На первой ступени школьного обучения обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов по
физической культуре.
Личностными результатами обучающихся являются:
3
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и
освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных
ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами обучающихся являются:
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры
для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и
социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса
тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости).
Содержание учебного предмета
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания,
способы саморегуляции и самоконтроля.
Естественные основы.
1–4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при
выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью.
Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Социально-психологические основы.
4
3–4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их
выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий
физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными
способами и с изменением амплитуды.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования
физических качеств.
Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля
Подвижные игры
1–4 классы. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила
проведения и безопасность.
Гимнастика с элементами акробатики
1–4 классы. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности
во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение
напряжения и расслабления мышц.
Легкоатлетические упражнения
3–4 классы. П о н я т и я: эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт»,
«Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах
соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках.
Тематический план
№
п/п
Количество
часов (уроков)
Вид программного материала
Класс
4
1
Базовая часть
79
1.1
Основы знаний о физической культуре
В
урока
1.2
Подвижные игры, эстафеты
18
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
18
1.4
Легкая атлетика. Футбол
31
1.5
Кроссовая подготовка
12
2
Вариативная часть
23
2.1
Подвижные
игры
c
элементами
13
спортивных игр и баскетбола
2.2
Гимнастика с элементами акробатики
10
ИТОГО:
102
процессе
Контрольные нормативы
5
(проверка нормативов проводится в течение учебного года с целью контроля уровня
физической подготовленности обучающихся на разных этапах обучения)
Нормативы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
2 класс
«5» «4» «3»
Бег 30 м (сек.)
м 6,0 6,6 7,1
д 6,3 6,9 7,4
Бег 1000 м (мин, сек.)
м +
+
+
(«+» - без учета времени)
д +
+
+
Челночный бег 3х10 м (сек.)
м
д
Прыжок в длину с места (см)
м 150 130 115
д 140 125 110
Прыжок в высоту, способом м 80
75
70
«Перешагивания» (см)
д 70
65
60
Прыжки через скакалку
м 70
60
50
(кол-во раз/мин.)
д 80
70
60
Отжимания (кол-во раз)
м 10
8
6
д 8
6
4
Подтягивания (кол-во раз)
м 3
2
1
Метание т/м (м)
м 15
12
10
д 12
10
8
Подъем туловища из положения д 23
21
19
лежа на спине (кол-во раз/мин)
м 28
26
24
Приседания (кол-во раз/мин)
м 40
38
36
д 38
36
34
Формы организации учебного предмета и
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
3 класс
«5» «4» «3»
5,7 6,2 6,8
5,8 6,3 7,0
+
+
+
+
+
+
160
150
85
75
80
90
13
10
4
18
15
25
30
42
40
140
130
80
70
70
80
10
7
3
15
12
23
28
40
38
125
120
75
65
60
70
7
5
2
12
10
21
26
38
36
«5»
5,4
5,5
+
+
9,0
9,5
165
155
90
80
90
100
16
14
6
21
18
28
33
44
42
основных видов
4 класс
«4»
6,0
6,2
+
+
9,6
10,2
155
145
85
75
80
90
14
11
4
18
15
25
30
42
40
«3»
6,6
6,8
+
+
10,5
10,8
145
135
80
70
70
80
12
8
3
15
12
23
28
40
38
учебной
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Тема уроков
Легкая атлетика (14 часов)
Техника безопасности на уроках легкой
атлетики. Ходьба и бег. Организационнометодические указания.
Высокий старт. Низкий старт. Бег 30 м.
История зарождения древних Олимпийских
игр. Строевые упражнения. Разновидности
ходьбы.
Бег 30 м. Прыжки в длину с места. Игра
«Третий лишний».
Челночный бег 3х10 м. Метание мяча.
Наклоны из положения стоя. Метание мяча.
Прыжки в длину с места. Прыжки на
скакалке.
Разновидности ходьбы. Бег с ускорением 30
м.
Ходьба с преодолением препятствий. Бег с
ускорением 60 м.
Прыжки с поворотом на 180.
Прыжок в длину с разбега 3–5 шагов.
Прыжок с высоты до 40 см.
Метание малого мяча. Метание набивного
мяча.
Метание малого мяча в горизонтальную и
вертикальную цель.
Кроссовая подготовка (6 часов)
Что такое темп и ритм, личная гигиена
человека. Техника безопасности на уроках
по легкой атлетике. Бег по пересеченной
местности. Равномерный бег 3 мин.
Равномерный бег 4 мин.
Чередование ходьбы и бега. Равномерный
бег 5 мин.
Чередование ходьбы и бега. Равномерный
бег 6 мин.
Преодоление малых препятствий.
Равномерный бег 7 мин.
Бег по пересеченной местности. Чередование
ходьбы и бега.
Гимнастика с элементами акробатики (18
часов)
Инструктаж ТБ. Комплекс упражнений для
утренней
гимнастики.
Строевые
упражнения. Акробатика.
Перестроение из колонны по одному в
колонну по два. Размыкание и смыкание
приставными шагами.
Кувырок вперед, стойка на лопатках.
Перекат вперед в упор присев.
Колво
час.
Дата по
плану
Дата по
факту
Примечание
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Акробатика. Строевые упражнения.
Висы. Вис стоя и лежа. Строевые
упражнения.
Висы. Строевые упражнения.
Висы. Строевые упражнения. Развитие
силовых способностей.
Опорный прыжок. Лазание по наклонной
скамейке.
Опорный прыжок. Лазание по наклонной
скамейке на коленях.
Лазание по гимнастической стенке.
Лазание по наклонной скамейке стоя на
коленях и лежа на животе.
ОРУ с предметами. Кувырок вперед.
Кувырок назад.
Стойка на лопатках. Два кувырка вперед
слитно.
Упражнения в равновесии. Стойка на
лопатках.
Мост из положения лежа. Стойка на
лопатках.
Мост из положения лежа. Стойка на
лопатках. Игра «Удочка».
Вращение обруча. Игра «Жмурки»
Подвижные игры. Эстафеты (18 часов)
Инструктаж по ТБ. «Подвижные игры «К
своим флажкам», «Два мороза».
Подвижные игры. Эстафеты.
Подвижные
игры
«Пятнашки»,
«Два
мороза».
Подвижные игры «Посадка картошки», «Два
мороза».
Подвижные игры. Эстафеты.
Подвижные игры «Попади в мяч»,
«Верёвочка под ногами».
Подвижные игры «Прыгающие воробушки»,
«Зайцы в огороде».
Подвижные игры «Прыгающие воробушки»,
«Зайцы в огороде».
Подвижные игры. Эстафеты.
Подвижные игры «Лисы и куры», «Точный
расчет».
Подвижные игры «Лисы и куры», «Точный
расчет».
Подвижные игры. Эстафеты.
Игровая площадка и ее размеры. Штрафная
зона. Пригород. Бита. Мяч. Игра «Русская
лапта».
Секторы запасных игроков играющих
команд. Правила судейства. Игра «Русская
лапта».
Начало игры. Разминка. Подача и удары по
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
мячу. Возвращение мяча в дом. Игра
«Русская лапта».
Перебежки. Осаливание. Самоосаливание.
Ловля мяча с лета. Игра «Русская лапта».
Результат игр. Очки. Поражение. Спорный
мяч. Нарушения и наказания. Игра «Русская
лапта».
«Прыгающие
воробушки»,
«Зайцы
в
огороде». Эстафеты.
Гимнастика с элементами акробатики (10
час)
Инструктаж ТБ. Комплекс упражнений для
утренней гимнастики.
Кувырок вперед. Кувырок назад.
Стойка на лопатках. Два кувырка вперед
слитно.
Упражнения в равновесии. Стойка на
лопатках.
Смешанные висы и упоры. Упражнения в
равновесии.
Мост из положения лежа. Стойка на
лопатках
Мост из положения лежа. Стойка на
лопатках
Прыжки с поворотом на 180* и 360*.Игра
«Медведи и пчелы».
Прыжки с поворотом на 180* и 360*.Игра
«Ловля обезьян».
Вращение обруча. Игра «Совушка»
Мост из положения лежа. Стойка на
лопатках. Игра «Удочка».
Подвижные
игры
с
элементами
спортивных игр и баскетбола (13 час)
Подвижные игры на основе баскетбола.
Ловля и передача мяча в движении.
Ведение на месте. Броски в цель.
Подвижные игры на основе баскетбола. Игра
«Передал – садись».
Подвижные игры на основе баскетбола. Игра
«Передал – садись».
Ловля и передача мяча в движении.
Ловля и передача мяча в движении.
Подвижные игры на основе баскетбола. Игра
«Мяч соседу».
Ведение на месте мяча правой и левой
рукой.
Подвижные игры на основе баскетбола. Игра
«Передача мяча в колоннах».
Подвижные игры на основе баскетбола. Игра
«Мяч в корзину».
Ловля и передача мяча в движении.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Подвижные игры на основе баскетбола. Игра
«Передал – садись».
Кроссовая подготовка (6 часов)
81. Бег по пересеченной местности.
82. Бег по пересеченной местности.
83. Равномерный бег 8 минуты.
84. Равномерный бег 9 минуты.
85. Бег по пересеченной местности. Чередование
ходьбы и бега.
86. Бег по пересеченной местности. Игра
«Третий лишний»
Легкая атлетика. Футбол. (17 часов)
Инструктаж по технике безопасности на
87. занятиях при выполнении легкоатлетических
упражнений и игры в футбол. Правила игры.
Разновидности
ходьбы.
Ходьба
по
разметкам. Бег с ускорением 30 м.
88. Ходьба с преодолением препятствий. Бег с
ускорением 60 м.
89. Прыжок в длину с разбега 3–5 шагов.
90. Челночный
бег.
Игра
«Прыгающие
воробушки». Эстафеты.
91. Метание малого мяча в горизонтальную и
вертикальную цель.
92. Футбол. Передача мяча. Остановка мяча.
Ведение мяча.
93. Ведение мяча. Удары по мячу ногой. Отбор
мяча.
94. Удары по мячу ногой. Отбор мяча. Игра «
Обгони мяч»
95. Удары по мячу ногой и головой.
96. Остановка мяча. Ведение мяча. Финты.
97. Остановка мяча. Ведение мяча. Финты.
98. Учебная игра в футбол. Игра « Девятка»
99. Учебная игра в футбол. Игра« Угловой удар»
100. Внутренние органы человека и его скелет;
что такое гимнастика; что такое осанка.
Подвижные игры.
101. «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты.
102. «Перестрелка». « Море волнуется …»
80.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
п/п
Название
раздела, темы
Тема урока
Дата
проведения по
плану
Причина
Корректируюкорректировки
щее
мероприятие
Дата
проведения по
факту
11