Правила дорожного движения 1 класс

02 – 05
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РИСОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и
физической культуры
Протокол № 01 от 24.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом №120 от 30.08.2022 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
факультатива «Правила дорожного движения»
на 2022/2023 учебный год- 3 класс

Рекомендована к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.

Составитель:
учитель начальных классов
Сорокоумова Елена Алксеевна

с. Рисовое, 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской
Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК295/06;
• Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности, направленных письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
• СП 2.4.3648-20;
• СанПиН 1.2.3685-21;
• учебного плана начального образования, утвержденного приказом МБОУ
Рисовский УВК от 29.08.2022 №117 «О внесении изменений в основную
образовательную программу начального образования»;
• рабочей программы воспитания МБОУ Рисовский УВК (с изменениями), утв.
приказом МБОУ Рисовский УВК от 25.08.2022 №115;
• примерной рабочей программы
Цель:
- формирование гармонически развитой, активной личности; содействие
укреплению и сохранению здоровья младших школьников; создание эмоционально
положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к
Родине.
- содействие укреплению здоровья, приобщению детей к культуре своего народа и других
народов мира, в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях.
Задачи:
1. познакомить учащихся с разнообразием игр народов России и возможностью
использовать их при организации досуга;
2. содействовать развитию интереса к многонациональной культуре нашей Родины,
воспитывать бережное отношение к народным традициям;
3. развивать познавательную активность, интерес и инициативу в игровой деятельности;
4. активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
5. формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить
подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
6. развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе
организации совместной продуктивной деятельности;
7. содействовать развитию доброжелательности, доверия и внимательности к людям,
готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
8. обучить правилам поведения в процессе коллективной деятельности, воспитывать
чувство коллективизма, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за
свои действия;
9. содействовать сплочению классного коллектива через игровые формы работы.

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей
дорожной среды, наблюдательность; выбирать наиболее безопасный путь в школу и
домой. Разбор конкретного маршрута.
Город, поселок, в котором мы живем. Познакомить с основными улицами в
микрорайоне школы. Объяснить, почему на улице опасно. Для чего надо знать и
выполнять Правила дорожного движения. Рассмотреть элементы дороги: проезжая часть,
тротуар, пешеходные ограждения. Объяснить, как правильно ходить по тротуару,
переходить дорогу. Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси
взрослого помочь).
Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и
осторожным!
Рассмотреть наиболее безопасный путь первоклассника в школу и домой. Провести
обучающие игры по ПДД. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по
сводкам дорожной полиции).
Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно
остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.
Объяснить значение новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка»,
«обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть
опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.
Закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу.
Дать понятие «перекрёсток». Движение транспортных средств на перекрестке.
Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.
Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом
перекрестке.
Для чего нужен светофор? Виды светофора. Сигналы светофора. Как работает 3секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором.
Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством.
Формировать представление о безопасности перехода улиц при регулировании
дорожного
движения
светофором.
Подземный
и
наземный
пешеходный переходы, их обозначения. Дорожные знаки «Подземный пешеходный
переход», «Наземный пешеходный переход». Правила перехода дороги при наличии этих
переходов. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными
специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами).
Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный
транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси. Остановка автобуса и
троллейбуса.
Ее
обозначение.
Как
правильно
пройти
на
остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров автобуса и
троллейбуса
при
посадке,
в
салоне
и
при
выходе.
Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса.
Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие трамвайной остановки от
автобусной. Как правильно пройти на трамвайную остановку. Правила поведения на
трамвайных остановках. Правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при
выходе. Правила перехода дороги после выхода из трамвая. Маршрутное такси. Его
отличие от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться маршрутным такси.
Правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка).
Рассмотреть виды городского транспорта. Какие правила должны выполнять
пассажиры.
Назначение
дорожных
знаков.
Дорожные
знаки:
«Пешеходный
переход»(информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный
пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место

3

остановки
трамвая»,
«Движение
пешеходов
запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков). Опасность игр рядом с
проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр и езды на
самокатных средствах и т.д. Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть.
История велосипеда, его общее устройство. Что нужно знать о
велосипеде для безопасной езды на нем. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.
Объяснить значение дорожных знаков, научить понимать их схематическое
изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Элементы
загородной
дороги:
обочина,
пешеходная
дорожка
– места для движения пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге.
Проезжая часть – место работы водителей. Почему происходят дорожнотранспортные происшествия (ДТП)? Как водитель видит пешеходов-нарушителей?
Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор
улиц и дорог.
Акцентировать внимание первоклассников на дорожные знаки, умение
ориентироваться в дорожной обстановке.
Кого называют пешеходом? Движение пешеходов по тротуару и обочине.
Формировать представления первоклассников о безопасности дорожного движения при
передвижении по улицам и дорогам.
Рассмотреть, кто является участником дорожного движения. Роль и обязанности
участников дорожного движения.
Дать первоклассникам новое понятие «светофор», объяснить его световые сигналы
и научить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора.
Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц
при регулировании дорожного движения светофором.
Повторить и закрепить правила безопасного поведения на дороге. Провести
воспитательную работу по соблюдению Правил дорожного движения и безопасного
поведения на улицах и дорогах, внушить учащимся, что дисциплинированность должна
стать их привычкой.
Объяснить правила движения по улицам групп детей, которые должны идти по
тротуару, пешеходной дорожки, а если их нет – по обочине, но лишь днём и в
сопровождении взрослых. Переход улицы по пешеходному переходу по одному и
группами.

•
•
•
•
•
•
•

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Духовно-нравственное воспитание:
• признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;

4

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка).
•

Эстетического воспитание:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
• стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства
общения и самовыражения.
Физическое воспитание:
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации в процессе языкового образования;
• бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
•

осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление
и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из художественных произведений.

Экологического воспитание:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценность научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
Метапредметные
•
•
•
•

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

5

•
•
•
•

использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
• работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• ставить вопросы;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться и приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2-3
4-5
6
7-8
9
10
11
12
13
14
15-16
17
18
19
20-21
22
23
24
25

Тема занятия
Вводное занятие: Дорога в школу и домой.
Улица полна неожиданностей.
Практическое занятие (экскурсии, настольные
игры)
Остановочный путь и скорость движения.
Пешеходные переходы.
Практическое занятие: Пешеходные переходы.
Нерегулируемые перекрестки.
Регулируемые перекрестки. Светофор.
Где еще можно переходить дорогу.
Поездка на автобусе.
Поездка на трамвае и других видах транспорта
Проект №1
Виды транспорта.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Где можно и где нельзя играть.
Ты – велосипедист.
Проект №2
Дорожные знаки.
Поездка за город.
Дорога глазами водителей.
Экскурсия «Я – пешеход».
Для чего нужны правила дорожного движения.

Количество часов
всего теория практика
1
1
2
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
2

1
2
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
2

1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1

1

1
1

6

26-27
28
29
30-31
32
33

Проект №3
Правила для пешеходов.
Участники дорожного движения.
Светофор.
Проект №4
Добрый светофор.
Обязанности пешеходов.
Движение в группе.
Итого

2

1

1

1
1
2

1
1
1

1

1
1
33

1
1
25

8

7

Календарно-тематическое планирование
№
урока
1

Вводное занятие: Дорога в школу и домой.

2

Улица полна неожиданностей.

1

Дата
по
плану
02.09.2
2г
09.09

3
4

Улица полна неожиданностей.
Практическое занятие (экскурсии, настольные
игры)
Практическое занятие (экскурсии, настольные
игры)
Остановочный путь и скорость движения.
Пешеходные переходы.
Пешеходные переходы.
Практическое занятие: Пешеходные переходы.

1
1

16.09
23.09

1

30.09

1
1
1
1

07.10
14.10
21.10
28.10

Нерегулируемые перекрестки.
Регулируемые перекрестки. Светофор.
Где еще можно переходить дорогу.
Поездка на автобусе.
Поездка на трамвае и других видах транспорта
Проект №1
Виды транспорта.
Проект №1
Виды транспорта
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Где можно и где нельзя играть.

1
1
1
1
1
1

11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12

1

23.12

1
1

Ты – велосипедист.
Проект №2
Дорожные знаки.
Проект №2
Дорожные знаки.
Поездка за город.
Дорога глазами водителей.
Экскурсия «Я – пешеход».
Для чего нужны правила дорожного движения.
Проект №3
Правила для пешеходов.
Проект №3
Правила для пешеходов.
Участники дорожного движения.
Светофор.
Проект №4

1
1

30.12
13.01.2
3г.
20.01
27.01

1

03.02

1
1
1
1
1

10.02
17.02
03.03
10.03
17.03

1

31.03

1
1
1

07.04
14.04
21.04

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема урока

Колво
часов
1

Дата
по
факту

Приме
чание

8

31
32
33

Добрый светофор.
Проект №4
Добрый светофор.
Обязанности пешеходов.
Движение в группе.

1

28.04

1
1

05.05
12.05

Лист коррекции рабочей программы

9

№
п/п

Название
темы

раздела, Тема урока

Дата
Причина
проведе- Корректиров
ния
по ки
плану

Корректи
рующее
мероприя
тие

Дата
проведения по
факту

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365)6529442

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».