02 – 05
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РИСОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и
физической культуры
Протокол № 01 от 24.08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 77 от 31.08.2022 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
факультатива «Правила дорожного движения»
для 4 класса
на 2022-2023 учебный год
Рекомендована
к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 02 от 31.08.2022 г.
Составитель:
учитель начальных классов
Исамутдинова Диляра Ташлановна
с. Рисовое, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе примерной программы внеурочных занятий по
изучению
правил
дорожного
движения
для
обучающихся
1-6
классов
общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения», разработанной
Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым (г. Симферополь,
2016 г.), положения о рабочей программе МБОУ Рисовский УВК № 192 от 01.09.2016
г.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в
дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных
дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить
прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе
моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение
прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний
правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и
пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и
безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
способствовать приобретению школьниками
знаний
о безопасности
на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по
дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные
«ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение
и укрепление здоровья;
воспитательные:
воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер
безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке
возможных опасностей;
способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных
участников дорожного движения;
воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других
участников дорожного движения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе изучения курса у обучающихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Азбука
дорожного движения» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для
всех людей правила дорожного движения.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые ПДД, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу
«Азбука дорожного движения» - является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
будет сознательное отношение обучающихся к выполнению ПДД.
Обучающий эффект: изучение основ безопасного поведения на дороге и выработка
практических навыков, необходимых участникам дорожного движения; формирование
умений безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях.
Воспитательный
эффект:
воспитание
законопослушных
участников
дорожного движения; развитие творческой активности за счет привлечения
учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника
дорожного движения.
Социальный
эффект:
профилактика
детской
безнадзорности
и
беспризорности;
отвлечение
подростков,
занятых
пропагандой
правил
безопасного поведения на улицах и дорогах, от антисоциальной деятельности.
Оздоровительный эффект: пропаганда здорового образа жизни; привлечение подростков к
занятиям физической культурой, спортом; развитие физической выносливости,
способности
переносить
большие
физические
нагрузки.
Развивающий эффект: активизация познавательной активности в различных
областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и
улицах;
формирование
чувства
осмысления
необходимости
полученных
знаний
по
основам
безопасного
поведения
на
дорогах,
эффективности проводимых практических мероприятий.
Критерии эффективности ожидаемых результатов могут быть количественными и
качественными.
Количественные: увеличение количества детей, привлеченных к изучению и
пропаганде Правил дорожного движения, к работе в отряде юных инспекторов
движения. В связи с уменьшение количества нарушений по Правилам дорожного
движения и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Качественные: повышение уровня знаний по Правилам дорожного движения всех
участников образовательного процесса и умение применять в различных дорожных
ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация программы осуществляется через
сочетание разнообразных по
содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин,
экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения,
тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных
ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила
дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на
практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести
профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2-3
4-5
6-7
8
9
1011
1213
14
Тема занятия
Вводное занятие.
Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»
Погодные условия, особенности тормозного пути
транспорта при разных дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Легковой,
грузовой, общественный и специальный транспорт.
Вид, отличительные и опознавательные знаки.
Краткие сведения об истории создания разных
транспортных средств.
Правила эксплуатации велосипеда. Технический
осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка.
Возрастные ограничения. ДТП с велосипедистами,
меры их предупреждения. Движение велосипедистов
группами.
Творческая работа «Мой друг велосипед»
Конкурс рисунков «Средства передвижения
прошлого»
Количество часов
всего теория
практика
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
Проект № 1 «Транспорт будущего».
2
1
1
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки
главной дороги. Поведение пешехода при
приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное
движение при разных дорожных условиях
(обобщение знаний).
Взаимоотношения участников движения как условие
его безопасности. Движение пеших колонн. Правила
2
1
1
1
1
15
16
17
18
19
2021
2223
24
2526
27
28
29
30
31
32
33
поведения при движении колонной
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для
водителей, которые нужно знать пешеходам.
Предупреждающие знаки: «опасный поворот»,
«скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон
скота».
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых
предписаний: «выезд на дорогу с полосой для
маршрутных транспортных средств», «начало
населенного пункта», «конец населенного пункта»,
«пешеходная зона».
Информационные знаки (общее представление):
«указатель направления», «предварительный
указатель направления», «наименование объекта»,
«схема движения», «схема объезда», «указатель
расстояний».
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской
помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода»,
«милиция», «туалет».
Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»
Светофор. Разные виды светофора (обобщение
изученного материала).
Особенности светофоров на железнодорожных
переездах, светофоров для пешеходов и
транспортных средств, с дополнительными
стрелками. Железнодорожный переезд-источник
повышенной опасности. Шалости на железной
дороге недопустимы.
КВН «Азбука безопасности»
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый
перекресток. Правила движения на нерегулируемых
участках дороги (перекрестках).
Целевая прогулка
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки,
обозначающие разные населенные пункты. Правила
поведения на дорогах в разных населенных пунктах
и при разных погодных условиях (недостаточная
видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Разработка памяток для водителей «Тише едешь,
дальше будешь»
Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не
стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который
выше бортов.
Разбор дорожно-транспортных происшествий с
участием детей, происшедших в городе. Выявление
причин дорожно-транспортных происшествий.
Аварийные ситуации. Действия в случае
транспортной аварии на дороге. Защитная поза при
столкновении.
«Это может случиться с каждым», «Простейшие
правила помощи пострадавшим при ДТП»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Викторина «У дорожных правил каникул нет»
Итого
Формы организации учебных занятий
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
1
34
и
1
23
основных видов
11
учебной
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2-3
4-5
6-7
8
9
1011
1213
14
15
16
17
18
19
20
Тема уроков
Вводное занятие.
Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»
Погодные условия, особенности тормозного пути
транспорта при разных дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Легковой,
грузовой, общественный и специальный транспорт.
Вид, отличительные и опознавательные знаки.
Краткие сведения об истории создания разных
транспортных средств.
Правила эксплуатации велосипеда. Технический
осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка.
Возрастные ограничения. ДТП с велосипедистами,
меры их предупреждения. Движение
велосипедистов группами.
Творческая работа «Мой друг велосипед»
Конкурс рисунков «Средства передвижения
прошлого»
Кол- Дата по
во
плану
час
1
2
2
2
1
1
Проект «Транспорт будущего».
2
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки
главной дороги. Поведение пешехода при
приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное
движение при разных дорожных условиях
(обобщение знаний).
Взаимоотношения участников движения как
условие его безопасности. Движение пеших колонн.
Правила поведения при движении колонной
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для
водителей, которые нужно знать пешеходам.
Предупреждающие знаки: «опасный поворот»,
«скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон
скота».
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых
предписаний: «выезд на дорогу с полосой для
маршрутных транспортных средств», «начало
населенного пункта», «конец населенного пункта»,
«пешеходная зона».
Информационные знаки (общее представление):
«указатель направления», «предварительный
указатель направления», «наименование объекта»,
«схема движения», «схема объезда», «указатель
расстояний».
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской
помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода»,
«милиция», «туалет».
Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»
Светофор. Разные виды светофора (обобщение
2
1
1
1
1
1
1
1
Дата по
факту
Примечание
2122
23
2425
26
27
28
29
30
31
32
33
34
изученного материала).
Особенности светофоров на железнодорожных
переездах, светофоров для пешеходов и
транспортных средств, с дополнительными
стрелками. Железнодорожный переезд-источник
повышенной опасности. Шалости на железной
дороге недопустимы.
КВН «Азбука безопасности»
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый
перекресток. Правила движения на нерегулируемых
участках дороги (перекрестках).
Целевая прогулка
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки,
обозначающие разные населенные пункты. Правила
поведения на дорогах в разных населенных пунктах
и при разных погодных условиях (недостаточная
видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Разработка памяток для водителей «Тише едешь,
дальше будешь»2
Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не
стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который
выше бортов.
Разбор дорожно-транспортных происшествий с
участием детей, происшедших в городе. Выявление
причин дорожно-транспортных происшествий.
Аварийные ситуации. Действия в случае
транспортной аварии на дороге. Защитная поза при
столкновении.
«Это может случиться с каждым», «Простейшие
правила помощи пострадавшим при ДТП»
Викторина «У дорожных правил каникул нет»
Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная
безопасность».
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
п/п
Название раздела,
темы
Тема урока
Дата
проведения по
плану
Причина
Корректикорректиров
рующее
ки
мероприятие
Дата
проведения по
факту