Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и физической
культуры Протокол № 01
от 24.08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказ № 177 от 01.09.2022 г.
Рабочая программа
по родному языку (русскому)
4 класс
на 2022/2023 учебный год
Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол №
«___» _____________ 2022 г.
Составитель:
учитель начальных классов
Исамутдинова Диляра Ташлановна
с. Рисовое, 2022 г.
1
Пояснительная записка.
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 4 класса составлена в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным
стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями), авторской программой Л.Ф.
Климановой, М.В. Бойкиной Родной язык (русский) (Русский язык. Рабочие программы.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Москва.
«Просвещение», 2014 г.), ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу
«Школа России» и Положения о рабочей программе учебного предмета (курса,
дисциплины, модуля) (утв. Приказом по школе № 92 от 06.05.2019 г.)
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения,
приобретённые при изучении родного (русского) языка в начальной школе, являются
фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же
время в начальной школе этот предмет является основой овладения родным языком через
речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Владение словом
– инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление
не может развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении
речью. Таким образом, родной язык является эффективным средством развития личности
школьника.
Целями изучения предмета «Родной язык (Русский)» в начальной школе являются:
- ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование
на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления
обучающихся;
- формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
Обучающие:
• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
• приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
• пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
• развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития обучающихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
2
- восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития
языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа,
семейных отношений;
- осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание
богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей
народной русской речи;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и
письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и
неуспешности в учёбе;
- эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам. Обучающиеся
получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;
- личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
- способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными
нормами и этическими требованиями;
- способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
- ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
Метапредметные:
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия
для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач,
корректировать работу по ходу выполнения;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при
выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные
действия (памятки в справочнике учебника);
- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над
ошибками;
- ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной
деятельности) и удерживать ее.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать
устные и письменные высказывания;
- планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с
опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными
ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
- регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и
этическими требованиями.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания,
осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
- предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого
материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
(в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную
информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных
источников;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания
слушателем;
- строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том
числе, с однородными членами предложения);
3
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка:
звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений,
текстов);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей; самостоятельно делать выводы;
- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг,
определять главную мысль, озаглавливать тексты;
- передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
- владеть диалоговой формой речи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных
задач;
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
- различать и называть:
а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
б) части речи, включая личные местоимения;
в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности:
вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
- применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний
имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов,
употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление
знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными
второстепенными членами предложения);
- определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных,
глаголов;
- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и
выбирать нужную букву для обозначения звуков;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90
слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения
информации (уметь читать);
- осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и
письменной формах;
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
4
Обучающиеся получат возможность научиться:
- производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как
часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ
предложений для выбора знаков препинания;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике
материала);
- проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю
учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и
успешного
решения коммуникативной задачи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
- оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
- определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак
предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь
слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых
ситуациях.
Содержание учебного предмета
4 класс
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о
речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду
говорить/слушать.
Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации.
Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма.
Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Говорение и письмо (передача смысла).Создавать (говорить, писать) собственные
высказывания (небольшие по объёму, с 2-3 микро темами):
- писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость – до 45 букв в
минуту при списывании, до 65-70 букв – при свободном письме) в целях относительно
синхронной фиксации мыслей на бумаге.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни
человека. Национальный характер русского языка.
Фонетика и орфоэпия. Звуковые(голосовые)средства языка: интонация, логическое
ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в
предложениях.
Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Лексика (слово и его значение). Обогащение речи наиболее употребительными
фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе
слова(корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом
корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи
(падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Морфология (слово как часть речи). Части речи. Углубление понятий о частях речи
- имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их
значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
5
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях
словосочетаний Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые
слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение. Систематизация признаков предложения со стороны цели
высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого
предложения), смысла и интонационной законченности. Члены предложения.
Орфография и пунктуация. Правописание падежных окончаний имён
существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных –
названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и
глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок,
фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи.
4 класс (34 часа)
Повторение (2 ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены
предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Предложение (1 ч)
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи (4 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных
и согласных в значимых частях слова. Правописание ъ и ь разделительных знаков.
Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Части речи (24 ч):
– имя существительное(9ч)
Изменение по падежам. Три склонения имён существительных. Правописание безударных
падежных окончаний имён существительных в единственном (множественном) числе.
Правописание безударных падежных окончаний во множественном числе.
– имя прилагательное(6ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам.
Правописание падежных окончаний. Склонение имён прилагательных мужского, женского,
среднего рода в единственном числе. Склонение имён прилагательных во множественном
числе.
– личные местоимения(2ч)
Повторение и углубление представлений о личных местоимениях. Изменение по падежам.
Правописание.
– глагол(7ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе как о части речи. Неопределенная
форма глагола. Спряжение. Изменение глаголов. Лицо и число глагола. I и II
спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями,
глаголов в прошедшем времени.
Повторение (3 ч)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
№ раздела
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Наименование разделов и тем
Повторение
Предложение
Слов в языке и речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Личные местоимения
Глагол
Повторение
Учебные часы
2
1
4
9
6
2
7
3
6
Итого:
Формы организации учебного
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
34
предмета
и
основных
видов
учебной
7
Календарно тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Повторение 2ч.
Русский язык – национальный язык русского
народа, государственный язык, язык
межнационального общения. (Текст. Предложение.
Обращение. Главные и второстепенные члены
предложения.)
Язык – волшебное зеркало мира и национальной
культуры. (Основа предложения. Словосочетание.)
Предложение 1ч.
Однородные члены предложения. Простые и
сложные предложения.
Слово в языке и речи 4 ч.
История в слове: наименования предметов.
(Лексическое значение слова. Состав слова.
Значимые части слова.)
Анаграммы. (Правописание гласных и согласных в
значимых частях слова.)
Правописание ъ и ь разделительных знаков.
Меткое слово русской речи: крылатые слова,
пословицы, поговорки. (Повторение и углубление
представлений о частях речи. Наречие.)
Части речи 24 ч.
Имя существительное 9 ч.
Словари – кладовые слов. (Изменение имён
существительных по падежам.)
О словах разнообразных, одинаковых и разных.
(Три склонения имён существительных.)
Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных в единственном числе.
Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных в единственном числе.
Крылатые слова и выражения из русских
народных и литературных сказок. (Правописание
безударных падежных окончаний имен
существительных в единственном числе.)
Правописание безударных падежных окончаний во
множественном числе.
Особенности жестов и мимики в русской речи,
отражение их в устойчивых выражениях
фразеологизмах. (Правописание безударных
падежных окончаний во множественном числе.)
Турнир знатоков русского языка.(Обобщение
знаний о правописании безударных падежных
окончаний имён существительных.)
Изобразительно-выразительные средства
русского языка. (Повторение и углубление
представлений об имени прилагательном.
Изменение имён прилагательных по падежам.)
Имя прилагательное 6 ч.
Правописание падежных окончаний имён
Кол
во
час
Дата по
плану
Дата по
факту
Примечание
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
прилагательных.
Склонение имён прилагательных мужского,
женского, среднего рода в единственном числе.
Эпитеты в русской поэзии. (Склонение имён
прилагательных мужского, женского, среднего
рода в единственном числе.)
Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Повторение и углубление представлений о личных
местоимениях. Изменение по падежам.
Правописание личных местоимений.
Глагол 7 ч.
Стилистические варианты нормы (книжный,
общеупотребительный, разговорный и
просторечный) употребления глаголов в речи.
Спряжение. Изменение глаголов.
Лицо и число глагола.
I и II спряжение глаголов.
Правописание глаголов с безударными
личными окончаниями.
Пословицы и поговорки знать – ум прибавлять.
(Правописание глаголов с безударными личными
окончаниями.)
Афоризмы. (Правописание глаголов с
безударными личными окончаниями.)
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение 3 ч.
Итоговая контрольная работа
Итоговое занятие. Языковой практикум.
Наши проекты «Словари – наши помощники».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Лист коррекции рабочей программы
№
п/п
Название
раздела, темы
Тема урока
Дата
проведения по
плану
Причина
Корректируюкорректировки
щее
мероприятие
Дата
проведения по
факту
10
11