Русский язык (родной) 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и физической
культуры Протокол № 01
от 24.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказ № 177 от 01.09.2022 г.

Рабочая программа
по родному языку (русскому)
4 класс
на 2022/2023 учебный год

Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол №
«___» _____________ 2022 г.

Составитель:
учитель начальных классов
Исамутдинова Диляра Ташлановна

с. Рисовое, 2022 г.

1

Пояснительная записка.
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 4 класса составлена в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным
стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями), авторской программой Л.Ф.
Климановой, М.В. Бойкиной Родной язык (русский) (Русский язык. Рабочие программы.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Москва.
«Просвещение», 2014 г.), ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу
«Школа России» и Положения о рабочей программе учебного предмета (курса,
дисциплины, модуля) (утв. Приказом по школе № 92 от 06.05.2019 г.)
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения,
приобретённые при изучении родного (русского) языка в начальной школе, являются
фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же
время в начальной школе этот предмет является основой овладения родным языком через
речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Владение словом
– инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление
не может развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении
речью. Таким образом, родной язык является эффективным средством развития личности
школьника.
Целями изучения предмета «Родной язык (Русский)» в начальной школе являются:
- ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование
на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления
обучающихся;
- формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
Обучающие:
• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
• приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
• пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
• развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития обучающихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
2

- восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития
языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа,
семейных отношений;
- осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание
богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей
народной русской речи;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и
письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и
неуспешности в учёбе;
- эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам. Обучающиеся
получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;
- личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
- способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными
нормами и этическими требованиями;
- способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
- ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
Метапредметные:
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия
для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач,
корректировать работу по ходу выполнения;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при
выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные
действия (памятки в справочнике учебника);
- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над
ошибками;
- ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной
деятельности) и удерживать ее.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать
устные и письменные высказывания;
- планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с
опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными
ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
- регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и
этическими требованиями.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания,
осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
- предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого
материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
(в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную
информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных
источников;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания
слушателем;
- строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том
числе, с однородными членами предложения);
3

- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка:
звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений,
текстов);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей; самостоятельно делать выводы;
- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг,
определять главную мысль, озаглавливать тексты;
- передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
- владеть диалоговой формой речи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных
задач;
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
- различать и называть:
а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
б) части речи, включая личные местоимения;
в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности:
вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
- применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний
имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов,
употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление
знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными
второстепенными членами предложения);
- определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных,
глаголов;
- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и
выбирать нужную букву для обозначения звуков;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90
слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения
информации (уметь читать);
- осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и
письменной формах;
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

4

Обучающиеся получат возможность научиться:
- производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как
часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ
предложений для выбора знаков препинания;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике
материала);
- проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю
учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и
успешного
решения коммуникативной задачи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
- оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
- определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак
предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь
слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых
ситуациях.
Содержание учебного предмета
4 класс
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о
речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду
говорить/слушать.
Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации.
Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма.
Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Говорение и письмо (передача смысла).Создавать (говорить, писать) собственные
высказывания (небольшие по объёму, с 2-3 микро темами):
- писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость – до 45 букв в
минуту при списывании, до 65-70 букв – при свободном письме) в целях относительно
синхронной фиксации мыслей на бумаге.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни
человека. Национальный характер русского языка.
Фонетика и орфоэпия. Звуковые(голосовые)средства языка: интонация, логическое
ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в
предложениях.
Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Лексика (слово и его значение). Обогащение речи наиболее употребительными
фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе
слова(корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом
корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи
(падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Морфология (слово как часть речи). Части речи. Углубление понятий о частях речи
- имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их
значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
5

Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях
словосочетаний Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые
слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение. Систематизация признаков предложения со стороны цели
высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого
предложения), смысла и интонационной законченности. Члены предложения.
Орфография и пунктуация. Правописание падежных окончаний имён
существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных –
названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и
глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок,
фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи.
4 класс (34 часа)
Повторение (2 ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены
предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Предложение (1 ч)
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи (4 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных
и согласных в значимых частях слова. Правописание ъ и ь разделительных знаков.
Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Части речи (24 ч):
– имя существительное(9ч)
Изменение по падежам. Три склонения имён существительных. Правописание безударных
падежных окончаний имён существительных в единственном (множественном) числе.
Правописание безударных падежных окончаний во множественном числе.
– имя прилагательное(6ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам.
Правописание падежных окончаний. Склонение имён прилагательных мужского, женского,
среднего рода в единственном числе. Склонение имён прилагательных во множественном
числе.
– личные местоимения(2ч)
Повторение и углубление представлений о личных местоимениях. Изменение по падежам.
Правописание.
– глагол(7ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе как о части речи. Неопределенная
форма глагола. Спряжение. Изменение глаголов. Лицо и число глагола. I и II
спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями,
глаголов в прошедшем времени.
Повторение (3 ч)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
№ раздела
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование разделов и тем
Повторение
Предложение
Слов в языке и речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Личные местоимения
Глагол
Повторение

Учебные часы
2
1
4
9
6
2
7
3
6

Итого:
Формы организации учебного
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.

34
предмета

и

основных

видов

учебной

7

Календарно тематическое планирование
№
п/п

1

2

3

4

5
6
7

8
9
10
11
12

13
14

15

16

17

Тема урока
Повторение 2ч.
Русский язык – национальный язык русского
народа, государственный язык, язык
межнационального общения. (Текст. Предложение.
Обращение. Главные и второстепенные члены
предложения.)
Язык – волшебное зеркало мира и национальной
культуры. (Основа предложения. Словосочетание.)
Предложение 1ч.
Однородные члены предложения. Простые и
сложные предложения.
Слово в языке и речи 4 ч.
История в слове: наименования предметов.
(Лексическое значение слова. Состав слова.
Значимые части слова.)
Анаграммы. (Правописание гласных и согласных в
значимых частях слова.)
Правописание ъ и ь разделительных знаков.
Меткое слово русской речи: крылатые слова,
пословицы, поговорки. (Повторение и углубление
представлений о частях речи. Наречие.)
Части речи 24 ч.
Имя существительное 9 ч.
Словари – кладовые слов. (Изменение имён
существительных по падежам.)
О словах разнообразных, одинаковых и разных.
(Три склонения имён существительных.)
Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных в единственном числе.
Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных в единственном числе.
Крылатые слова и выражения из русских
народных и литературных сказок. (Правописание
безударных падежных окончаний имен
существительных в единственном числе.)
Правописание безударных падежных окончаний во
множественном числе.
Особенности жестов и мимики в русской речи,
отражение их в устойчивых выражениях
фразеологизмах. (Правописание безударных
падежных окончаний во множественном числе.)
Турнир знатоков русского языка.(Обобщение
знаний о правописании безударных падежных
окончаний имён существительных.)
Изобразительно-выразительные средства
русского языка. (Повторение и углубление
представлений об имени прилагательном.
Изменение имён прилагательных по падежам.)
Имя прилагательное 6 ч.
Правописание падежных окончаний имён

Кол
во
час

Дата по
плану

Дата по
факту

Примечание

1

1

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

1

1

1
8

18
19

20
21
22
23
24
25

26
27
28
29

30
31
32
33
34

прилагательных.
Склонение имён прилагательных мужского,
женского, среднего рода в единственном числе.
Эпитеты в русской поэзии. (Склонение имён
прилагательных мужского, женского, среднего
рода в единственном числе.)
Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Повторение и углубление представлений о личных
местоимениях. Изменение по падежам.
Правописание личных местоимений.
Глагол 7 ч.
Стилистические варианты нормы (книжный,
общеупотребительный, разговорный и
просторечный) употребления глаголов в речи.
Спряжение. Изменение глаголов.
Лицо и число глагола.
I и II спряжение глаголов.
Правописание глаголов с безударными
личными окончаниями.
Пословицы и поговорки знать – ум прибавлять.
(Правописание глаголов с безударными личными
окончаниями.)
Афоризмы. (Правописание глаголов с
безударными личными окончаниями.)
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение 3 ч.
Итоговая контрольная работа
Итоговое занятие. Языковой практикум.
Наши проекты «Словари – наши помощники».

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

9

Лист коррекции рабочей программы
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
Корректируюкорректировки
щее
мероприятие

Дата
проведения по
факту

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365)6529442

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».