Русский язык 3 класс

02 - 05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рисовский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и физической
культуры
Протокол № 01 от 24.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказ №120 от 30.08.2022 г.

Рабочая программа
по русскому языку
на 2022/2023 учебный год- 3 класс

Рекомендовано к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.

Составитель:
учитель начальных классов
Сорокоумова Елена Алексеевна

с. Рисовое, 2022 г.

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», федеральным государственным стандартом начального общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями), авторской
программой В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» (Русский язык. Рабочие
программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Москва.
«Просвещение», 2014 г.), ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу
«Школа России» и Положения о рабочей программе учебного предмета (курса, дисциплины, модуля)
утв. Приказом по школе № 92 от 06.05.2019г.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
•
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
•
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных
задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
•
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова),
морфологии и синтаксисе;
•
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать
и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
•
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
•
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
гражданина России;
•
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
•
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
•
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному
достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
•
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

2

•
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного
мотивов изучения русского языка;
•
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению
и читательской деятельности;
•
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию
собственных информационных объектов и др.);
•
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по
языку;
•
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
•
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание,
отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать
другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.);
•
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих
людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
•
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в
общении речь;
•
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников,
сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
•
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности
языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в
процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным
ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
•
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи;
•
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения
учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
•
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для
решения задачи;
•
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);
•
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
•
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом,
вносить необходимые коррективы;
•
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и
неуспеха и способы преодоления трудностей;
•
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
•
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или
самостоятельно);
•
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной
литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и
использовать её для выполнения учебных заданий;

3

•
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме;
переводить её в словесную форму;
•
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
осознавать цель чтения;
•
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов
разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно
содержание текста;
•
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста,
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
•
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать
перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный
материал (плакаты, презентацию);
•
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для
решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для
решения лингвистических задач;
•
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и
несущественных признаков;
•
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
•
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
•
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными
способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
•
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение
языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным
основаниям;
•
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса
существенных признаков и их синтеза;
•
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
•
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при
решении лингвистической задачи;
•
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать
выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
•
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и
ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность,
точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
•
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах),
договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему
решению, осуществлять взаимоконтроль;
•
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
•
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
•
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение
(позицию), аргументировать его;
•
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и
пытаться учитывать в своей деятельности;
•
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

4

•

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
•
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны,
Российской Федерации, языка межнационального общения;
•
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку,
понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному
использованию;
•
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
•
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
•
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения
(в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в
ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного
отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
•
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области
фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями
находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы
языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
•
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными
орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и
пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на
обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное
мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;
выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией
общения;
•
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при
обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми,
плохо владеющими русским языком;
•
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
•
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста,
для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
•
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в
нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
•
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или
главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части
текста;
•
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в
тексте повествовательного характера;

5

•
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
•
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•
знакомство с жанрами объявления, письма;
•
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам
наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять
собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
•
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного
изложения учеником;
•
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия;
сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать
требование каллиграфии при письме;
•
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный
тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин
художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной
учениками пословицы или поговорки;
•
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание,
рассуждение, повествование;
•
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом
при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную
тему;
•
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения
правильности, точности, богатства речи;
•
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•
характеризовать звуки русского языка: гласный - согласный, гласный ударный безударный, согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий,
парный - непарный (в объёме изученного);
•
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
•
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ,
коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с
разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
•
осуществлять звуко - буквенный анализ доступных по составу слов;
•
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка
(круг слов определён словарём произношения в учебнике);
•
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и
справочниками;
•
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
•
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между
словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
осуществлять звуко - буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в
учебнике алгоритму;
•
оценивать правильность проведения звуко - буквенного анализа слова;
•
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих
норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

6

•
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения
слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к
учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту
или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
•
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
•
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и
текстах омонимов;
•
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт
различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
•
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их
значение в тексте и разговорной речи;
•
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
•
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
•
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
осознавать, что понимание значения слова - одно из условий умелого его использования
вустной и письменной речи;
•
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а
также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
•
оценивать уместность использования слов в тексте;
•
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
•
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
•
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
•
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;
•
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые
случаи), корень, приставку, суффикс;
•
выделять нулевое окончание;
•
подбирать слова с заданной морфемой;
•
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых
слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•
различать изменяемые и неизменяемые слова;
•
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни;
находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов
слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
•
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

7

•
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по
составу;
•
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и
суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
•
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
•
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени
существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена
существительные по числам и падежам;
•
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от
формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного;
определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по
числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
•
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое
представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?;
определять грамматические признаки глагола - форму времени, число, род (в прошедшем
времени);
•
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические
признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов;
•
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и
порядковые имена числительные;
•
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
•
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
•
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в
тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в
объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
•
наблюдать над словообразованием частей речи;
•
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении
изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•
различать предложение, словосочетание и слово;
•
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
•
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные),
правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
•
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
•
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без
деления на виды);
•
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в
схеме;
•
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие
предложения;
•
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении
словосочетания;

8

•
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу
(подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения,
определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные
члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи
вопросов;
•
выделять в предложении основу и словосочетания;
•
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
•
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного
предложения;
•
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять ранее изученные правила правописания:
•
непроизносимые согласные;
•
разделительный твёрдый знак (ъ);
•
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными
согласными;
•
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•
безударные родовые окончания имён прилагательных;
•
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
•
раздельное написание частицы не с глаголами;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных
учителем словах (в объёме изучаемого курса);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова,
подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65-70 слов);
писать под диктовку текст (объёмом 55-60 слов) в соответствии с изученными
правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические
и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять правила правописания:
•
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•
запятая при обращении;
•
запятая между частями в сложном предложении;
•
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь,
пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание учебного предмета
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой
всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности.

9

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников
начальной школы к дальнейшему образованию.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами
активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи),
сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки,
абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому
развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета
изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков
работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с
информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой,
пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с
информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель
слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять
полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения,
отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ,
классную газету и др.
Системный курс
3 класс (136 Ч)
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и
углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели
высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав
предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (14 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части
речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени
существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках.
Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы
(обобщение и углубление представлений).
Состав слова (13 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение
знаний о составе слова.
Правописание частей слова (20 ч)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по
глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с
удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и
предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Части речи (2 ч)
Имя существительное (25 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен
существительных.
Имя прилагательное (17 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание.
Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж
имен прилагательных.
Местоимение (4 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (17 ч)
10

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов.
Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (8 ч)
Тематическое планирование
Наименование темы
Количество
часов,
отводимых на
освоение темы
Язык и речь
2
Текс. Предложение. Словосочетание
14
Слово в языке и речи
18
Состав слова
18
Правописание частей слова
28
Части речи
2
Имя существительное
31
Имя прилагательное
19
Местоимение
4
Глагол
21
Повторение
13
Итого:
170
Количество проверочных работ
Виды работ

Количество
слов

Списывание

50-70 слов

Диктант

40-65 слов

Словарный диктант

8-12 слов

Виды работ
Итоговая контрольная
работа
Списывание
Словарный диктант
Проверочная работа
(текущие контрольные
работы)
Развитие речи

Количество
4

Всего за год

2
2
4
1 (контрольноеизложение)
в конце года

13

11

Формы организации проверочных работ (на усмотрение педагога):
-диктант;
-диктант с грамматическим заданием;
-словарный диктант;

-тест.

Формы организации учебного предмета и основных видов учебной деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.

12

№
уро
ка
1.
2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.

16.

17.

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
КолДата Дата по
во
по
факту
часов плану
ЯЗЫК И РЕЧЬ. НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (2 ч)
Знакомство с учебником «Русский язык» Виды речи и их
1
01.09.22
назначение. Речь - отражение культуры человека.
Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в
1
02.09
соответствии с целями и условиями общения.
ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (14 ч)
Текст (2 ч)
Текст как единица языка и речи. Типы текстов.
1
05.09
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
1
06.09
Работа с текстом.
Предложение (10 ч)
Предложение. Повторение и уточнение представлений о
1
07.09
предложении и диалоге. Знаки препинания в конце
предложений.
Виды
предложений
по
цели
высказывания:
1
08.09
повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки
препинания в конце предложений.
Урок развития речи № 1.
Коллективное составление рассказа по репродукции
1
09.09
картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Виды предложений по интонации: восклицательные и
1
12.09
невосклицательные.
Знаки
препинания
в
конце
предложений.
Обращение. Предложения с обращением.
1
13.09
Контрольное списывание № 1 «Колокола».
1
14.09
Анализ контрольного списывания. Главные и
1
15.09
второстепенные члены предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. Разбор
1
16.09
предложения по членам.
Простое и сложное предложения. Запятая между частями
1
19.09
сложного предложения.
Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном
1
20.09
предложении. Запятая между частями сложного
предложения.
Словосочетание (2 ч)
Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
1
21.09
Определение в словосочетании главного и зависимого слов
при помощи вопроса.
Урок развития речи № 2
Коллективное составление рассказа по репродукции
1
22.09
картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (18 ч)
Лексическое значение слова (2 ч)
Слово и его лексическое значение.
1
23.09

Примечание

13

18.

19.

20.
21.
22.

23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.

30.

31.
32.
33.

34.

35.
36
37.

38.

Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы,
антонимы. Омонимы. Значение, использование омонимов в
речи.
Слово и словосочетание (4 ч)
Слово и словосочетание.
Фразеологизмы.
Значения
фразеологизмов
и
их
использование в речи.
Проверочная работа № 1. Контрольный диктант
«Осенью».
Анализ проверочной работы.
Урок развития речи № 3. Обучающее изложение
Части речи (4 ч)
Части речи. Обобщение и уточнение представлений об
изученных частях речи.
Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами
существительными.
Имя прилагательное. Глагол.
Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова (1 ч)
Однокоренные слова. Обобщение и уточнение
представлений об однокоренных (родственных) словах, о
корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (7 ч)
Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Согласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч,
жи-ши, ча-ща, чу-щу. Звуко-буквенный разбор слова.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными звуками на конце слова и перед согласным в
корне.
Разделительный мягкий знак (ь).
Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Урок развития речи № 4.
Изложение повествовательного текста по вопросам или
коллективно составленному плану.
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проект
«Рассказ о слове».
СОСТАВ СЛОВА (18 ч)
Корень слова (4 ч)
Корень слова.
Итоговая контрольная работа № 1. Диктант «Барсуки».

1

26.09

1

27.09

Анализ итоговой контрольной
работы. Правописание
корня в однокоренных словах. Чередование гласных и
согласных звуков в корнях однокоренных слов.
Сложные слова. Соединительные гласные в сложных
словах.

1

21.10

1

24.10

28.09
1
1

29.09

1

30.09
03.10

1
1

04.10

1
1

05.10
06.10
07.10

1

10.10
1
1

11.10

1

12.10

1

13.10

1
1

14.10
17.10

1

18.10
19.10

1
20.10

14

39.
40.
41.
42.
43.
44.

45.
46.

47.
48.

49.
50.
51.

52.

53.
54.
55.

56.
57.

58.

Формы слова. Окончание (3 ч)
Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от
форм одного и того же слова.
Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в
слове.
Слова, которые не имеют окончания.
Приставка (2 ч)
Приставка как значимая часть слова. Значение приставки в
слове. Образование слов с помощью приставки.
Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с
приставками.
Суффикс (3 ч)
Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в
слове суффикса.
Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью
суффиксов.
Употребление в речи слов с суффиксами. Наблюдение над
ролью использования слов с уменьшительно
ласкательными суффиксами в художественной литературе.
Основа слова (6 ч)
Основа слова. Разбор слова по составу.
Урок развития речи № 5.
Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В
голубом просторе».
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в
речи.
Проверочная работа № 2. Диктант «Ноябрь».
Урок развития речи № 6.
Анализ проверочной работы. Подробное изложение
повествовательного текста.
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проект
«Семья слов».
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (28 ч)
Общее представление о правописании слов с
орфограммами.
Правописание безударных гласных в корне слова (4 ч)
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми
орфограммами на правило обозначения буквой безударного
гласного звука в корне слова.
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне
слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными
(4 ч)
Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными на конце слов и перед согласным в корне.

25.10
1
1

26.10

1

27.10
28.10

1
1

07.11
08.11

1
1

09.11

1

10.11

1
1

11.11
14.11

1

15.11

1

16.11

1

17.11

1

18.11

1

21.11

1
1

22.11
23.11

1

24.11

1

25.11

1

28.11

15

59.
60.
61.

62.
63.

64.
65.

66.
67.
68.

69.
70.
71.
72.

73.
74.
75.
76.

77.
78.

79.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными и безударными гласными в корне.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Словарный диктант № 1.
Правописание слов с непроизносимым согласным
звуком в корне (4 ч)
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в
корне. Анализ словарного диктанта.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в
корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого
согласного звука.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в
корне.
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми
орфограммами в корне.
Двойные согласные (3 ч)
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Урок развития речи № 7.
Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова
«Снегурочка».
Правописание суффиксов и приставок (4 ч)
Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в
словах, их правописание.
Правописание суффиксов в словах.
Правописание суффикса -ок после шипящих.
Правописание приставок в словах.
Правописание значимых частей слова. Сопоставление
правил обозначения буквами гласных и согласных звуков в
корне, приставке, суффиксе.
Приставки и предлоги в словах (2 ч)
Правописание приставок и предлогов в словах.
Правописание приставок и предлогов в словах.
Разделительный твёрдый знак (6 ч)
Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове.
Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и
мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным
твёрдым знаком (ъ).
Итоговая контрольная работа № 2. Диктант «Снежная
страница».
Урок развития речи № 8.
Анализ контрольного диктанта. Изложение
повествовательного деформированного текста по данному
плану.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и
другими орфограммами.

1

29.11

1

30.11

1

01.12

1

02.12

1

05.12

1

06.12

1

07.12

1
1
1

08.12
09.12
12.12

1

13.12

1

14.12

1
1

15.12
16.12

1
1

19.12
20.12

1
1

21.12
22.12

1

23.12

1

26.12

1

27.12
16

80.
81.
82.

83.
84.
85.

86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.

98.
99.
100.
101.
102.

103.
104.
105.

Проект «Составляем «Орфографический словарь».
ЧАСТИ РЕЧИ (2)
Части речи. Повторение и уточнение представлений об
изученных частях речи.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя
числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не,
союз (общее представление).
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (31 ч)
ПОВТОРЕНИЕ (6 ч)
Имя
существительное.
Начальная
форма
имени
существительного.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Урок развития речи № 9.
Подробное изложение по самостоятельно составленному
плану.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Проект «Тайна имени».
Число имён существительных (2 ч)
Число
имён
существительных,
изменение
имён
существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа.
Род имён существительных (7 ч)
Род имён существительных: мужской, женский, средний.
Определение рода имён существительных, употреблённых в
начальной и других формах.
Имена существительные общего рода. Род имён
существительных иноязычного происхождения.
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён
существительных женского рода.
Проверочная работа № 3. Диктант «Снеговик».
Анализ проверочной работы. Правописание имён
существительных с шипящим звуком на конце слова.
Урок развития речи № 10.
Составление устного рассказа по серии рисунков.
Падеж имён существительных (16 ч)
Склонение имён существительных (изменение имён
существительных по падежам).
Склонение имён существительных.
Склонение имён существительных. Неизменяемые имена
существительные.
Именительный падеж имён существительных.
Родительный падеж имён существительных. Правописание
имён
существительных
в
родительном
падеже
множественного числа.
Дательный падеж имён существительных.
Винительный падеж имён существительных.
Именительный, родительный, винительный падежи.

1

28.12

1

29.12

1

30.12

1
1
1

09.01.23
г.
10.01
11.01

1

12.01

1
1

13.01
16.01

1

17.01

1

18.01

1
1

19.01
20.01

1

23.01

1

24.01

1
1

25.01
26.01

1

27.01

1

30.01

1
1

31.01
01.02

1
1

02.02
03.02

1
1
1

06.02
07.02
08.02
17

106. Словарный диктант № 2.
107. Анализ словарного диктанта. Творительный падеж имён
существительных.
108. Предложный падеж имён существительных.
109. Урок развития речи № 11.
Подробное изложение текста повествовательного типа.
110. Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном.
111. Все падежи. Начальная и косвенные формы имён
существительных.
112. Урок развития речи № 12.
Сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец
зимы. Полдень».
113. Проект «Зимняя страничка».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19 ч)
Повторение (6 ч)
114. Имя
прилагательное.
Повторение
и
уточнение
представлений об имени прилагательном.
115. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Заглавная буква в именах собственных.
116. Текст-описание. Роль имён прилагательных в текстеописании. Художественное и научное описание.
117. Составление текста-описания в научном стиле.
118 Урок развития речи № 13.
Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины
М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
119. Итоговая контрольная работа № 3. Диктант «Птицалесовод».
120. Формы имён прилагательных. Род имён
прилагательных (5 ч)
Анализ
контрольного
диктанта.
Изменение
имён
прилагательных по родам (в единственном числе).
121. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
122. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
123. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
124. Число
имён
прилагательных.
Изменение
имён
прилагательных по числам.
Падеж имён прилагательных (3 ч)
125. Падеж имён прилагательных (общее представление).
126. Начальная форма имени прилагательного.
127. Начальная форма имени прилагательного.
128. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ (5 ч)
Обобщение знаний об имени прилагательном.
129. Обобщение знаний об имени прилагательном и имени
существительном.
130. Урок развития речи № 14.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В.
А. Серова «Девочка с персиками».

1
1

09.02
10.02

1
1

13.02
14.02

1
1

15.02
16.02

1

17.02

1

20.02

1

21.02

1

22.02

1

27.02

1
1

28.02
01.03

02.03
1
1

03.03

1
1
1
1

06.03
07.03
09.03
10.03

1
1
1
1

13.03
14.03
15.03
16.03

1

17.03

1

27.03

18

131. Урок развития речи № 15.
Составление предложений из деформированных слов.
132. Контрольное списывание № 2 «Родина».
МЕСТОИМЕНИЕ (4 ч)
133. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных
местоимений. Анализ итоговой контрольной работы.
134. Род местоимений 3-го лица единственного числа.
135. Употребление
личных
местоимений
для
замены
повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён
существительных.
136. Употребление
личных
местоимений
для
замены
повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён
существительных.
ГЛАГОЛ (21 ч)
Повторение (4 ч)
137. Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе.
Значение и употребление глаголов в речи.
138. Значение и употребление глаголов в речи.
Глаголы-синонимы. Глаголы, употреблённые в прямом и
переносном значении.
139. Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание
глаголов среди однокоренных слов и форм слов.
140. Урок развития речи № 16.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Формы глагола (17 ч)
Неопределённая форма глагола (2 ч)
141. Начальная (неопределённая) форма глагола.
142. Неопределённая форма глагола.
Число глаголов (3 ч)
143. Единственное и множественное число глаголов. Изменение
глаголов по числам.
144. Проверочная работа № 4. Диктант «Весеннее утро».
145 Анализ
проверочной
работы.
Единственное
и
множественное число глаголов. Изменение глаголов по
числам.
Времена глаголов (5 ч)
146. Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее.
Первоначальное представление о временах глаголов.
147. Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в
глаголах прошедшего времени.
148. Изменение глаголов по временам.
149. Время и число глаголов.
Урок развития речи № 17.
150. Выборочное подробное изложение повествовательного
текста по опорным словам и самостоятельно составленному
плану.
151. Род глаголов в прошедшем времени (2 ч)
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в
единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о).

1

28.03

1

29.03

1

30.03

1
1

31.03
03.04

1

04.04

1

05.04

1

06.04

1

07.04

1

10.04

1
1

11.04
12.04

1

13.04

1

14.04
18.04

1

19.04

1

20.04

1
1

21.04
24.04

1

25.04

1

26.04

19

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в
152. единственном числе).
153. Правописание частицы НЕ с глаголами (2 ч)
Правописание частицы не с глаголами.
Правописание частицы не с глаголами. Произношение
154. возвратных глаголов.
155. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ (3ч)
Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор
глагола.
156. Обобщение знаний о глаголе
157. Итоговая контрольная работа № 4. Диктант «Весна».
ПОВТОРЕНИЕ (13 ч)
158. Анализ проверочной работы. Части речи.
159. Урок развития речи № 18.
Подробное изложение повествовательного текста или
сочинение на тему «У Вечного огня».
160. Предложения по цели высказывания и по интонации.
161. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний
имён прилагательных.
162. Имя числительное. Имя существительное.
163. Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо
текста под диктовку. Разбор предложения по членам
предложения.
164. Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо
поэтических строк под диктовку.
165. Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы.
Правописание имён собственных.
166. Повторение. Имя существительное.

1
1

27.04
28.04

1
1

02.05
03.05

1
1

04.05
05.05

1
1

10.05
11.05

1
1

12.05
15.05

1
1

16.05
17.05

1

18.05

1

19.05

1

22.05

167. Повторение. Имя прилагательное.

1

23.05

168. Контрольное изложение № 1. Шла война…Упражнение
242.
169. Анализ
контрольного
изложения.
Повторение.
Местоимение.
170. Повторение. Глагол.

1

24.05

1

25.05

1

26.05

20

Лист коррекции рабочей программы
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведе
-ния по
факту

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365)6529442

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».