02 – 05
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РИСОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов,
дошкольной группы и
физической культуры
Протокол № 01 от 24.08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №120 от 30.08.2022 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
факультатива «Правила дорожного движения»
на 2022/2023 учебный год- 3 класс
Рекомендована к использованию
педагогическим советом
МБОУ Рисовский УВК
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.
Составитель:
учитель начальных классов
Сорокоумова Елена Алксеевна
с. Рисовое, 2022 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы внеурочных
занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов
общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения», разработанной
Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым (г. Симферополь,
2016 г.), и Положения о рабочей программе учебного предмета (курса, дисциплины, модуля) утв.
Приказом по школе № 92 от 06.05.2019г.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в
дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных
дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить
прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе
моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение
прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний
правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и
пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и
безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
способствовать приобретению школьниками
знаний
о безопасности
на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по
дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные
«ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение
и укрепление здоровья;
воспитательные:
воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер
безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке
возможных опасностей;
способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных
участников дорожного движения;
воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других
участников дорожного движения.
Планируемые результаты курса
В процессе изучения курса у обучающихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Азбука
дорожного движения» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для
всех людей правила дорожного движения.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые ПДД, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу
«Азбука дорожного движения» - является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
2
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
будет сознательное отношение обучающихся к выполнению ПДД.
Обучающий эффект: изучение основ безопасного поведения на дороге и выработка
практических навыков, необходимых участникам дорожного движения; формирование
умений безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях.
Воспитательный
эффект:
воспитание
законопослушных
участников
дорожного движения; развитие творческой активности за счет привлечения
учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника
дорожного движения.
Социальный
эффект:
профилактика
детской
безнадзорности
и
беспризорности;
отвлечение
подростков,
занятых
пропагандой
правил
безопасного поведения на улицах и дорогах, от антисоциальной деятельности.
Оздоровительный эффект: пропаганда здорового образа жизни; привлечение подростков к
занятиям физической культурой, спортом; развитие физической выносливости,
способности
переносить
большие
физические
нагрузки.
Развивающий эффект: активизация познавательной активности в различных
областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и
улицах;
формирование
чувства
осмысления
необходимости
полученных
знаний
по
основам
безопасного
поведения
на
дорогах,
эффективности проводимых практических мероприятий.
Критерии эффективности ожидаемых результатов могут быть количественными и
качественными.
Количественные: увеличение количества детей, привлеченных к изучению и
пропаганде Правил дорожного движения, к работе в отряде юных инспекторов
движения. В связи с уменьшение количества нарушений по Правилам дорожного
движения и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Качественные: повышение уровня знаний по Правилам дорожного движения всех
участников образовательного процесса и умение применять в различных дорожных
ситуациях.
Содержание курса
3
Реализация программы осуществляется через
сочетание разнообразных по
содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин,
экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения,
тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных
ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила
дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на
практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести
профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма.
Тематическое планирование
Количество
часов,
отводимых на
освоение темы
Название темы
Вводное занятие.
Правила поведения учащихся на улице и дороге.
Как пешеходы и водители поделили дорогу.
Остановочный путь и скорость движения.
Пешеходные переходы.
Нерегулируемые перекрестки.
Регулируемые перекрестки. Светофор.
Проект №1. «История светофора».
Регулировщик и его сигналы.
Где еще можно переходить дорогу.
Правостороннее движение транспортных средств и
пешеходов.
Причины детского дорожно-транспортного
травматизма.
Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.
Дорога и её элементы, правила поведения на ней.
Проект №2. «Зелёная дорога».
Виды автотранспортных средств и их тормозные
свойства.
Поездка на автобусе и троллейбусе.
Поездка на трамвае и других видах транспорта.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Проект №3. «О чём говорят дорожные знаки».
Сигналы, регулирующие дорожное движение.
Где можно и где нельзя играть.
Проект №4. «Где можно и где нельзя играть».
Ты – велосипедист.
Поездка за город.
Улица глазами водителей.
Итоговое занятие.
Итого
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
Формы организации учебных занятий
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
и
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
34
основных видов
учебной
4
3) групповая форма работы.
Реализация программы осуществляется через
сочетание разнообразных по
содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин,
экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения,
тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных
ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила
дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на
практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести
профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма.
5
Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка
1
2
Дата по
плану
Вводное занятие.
Правила поведения учащихся на улице и дороге.
Колво
час
1
1
3
4
5
6
7
8
9
Правила поведения учащихся на улице и дороге.
Как пешеходы и водители поделили дорогу.
Остановочный путь и скорость движения.
Пешеходные переходы.
Нерегулируемые перекрестки.
Регулируемые перекрестки. Светофор.
Проект №1. «История светофора».
1
1
1
1
1
1
1
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10
10
11
12
13
Проект №1. «История светофора».
Регулировщик и его сигналы.
Где еще можно переходить дорогу.
Правостороннее движение транспортных средств и
пешеходов.
Причины детского дорожно-транспортного
травматизма.
Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.
Дорога и её элементы, правила поведения на ней.
Проект №2. «Зелёная дорога».
Проект №2. «Зелёная дорога».
Виды автотранспортных средств и их тормозные
свойства.
Поездка на автобусе и троллейбусе.
Поездка на трамвае и других видах транспорта.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Проект №3. «О чём говорят дорожные знаки».
Проект №3. «О чём говорят дорожные знаки».
Сигналы, регулирующие дорожное движение.
Сигналы, регулирующие дорожное движение.
Где можно и где нельзя играть.
Проект № 4. «Где можно и где нельзя играть».
Проект № 4. «Где можно и где нельзя играть».
Ты – велосипедист.
Ты – велосипедист.
Поездка за город.
Улица глазами водителей.
Итоговое занятие.
1
1
1
1
11.11
18.11
25.11
02.12
1
09.12
1
1
1
1
1
16.12
23.12
30.12
13.01.23г.
20.01
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27.01
03.02
10.02
17.02
03.03
10.03
17.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема урока
Дата по
факту
Примечание
02.09.22г
09.09
6
Лист коррекции рабочей программы
№
п/п
Название раздела,
темы
Тема урока
Дата
проведения по
плану
Причина
Корректикорректиров
рующее
ки
мероприятие
Дата
проведения по
факту
7